Педагогическая поддержка
– процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей,
возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить
свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в
обучении, самовоспитании, общении, образе жизни
(О.С. Газман).
Каждый педагог должен
четко представлять:
○ Для
чего нужна педагогическая поддержка?
○ Какую
позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
○Как
можно соотнести личностно ориентированный подход и педагогическую поддержку?
Проблема
оказания помощи неуспевающим и слабоуспевающим учащимся
в настоящее время является чрезвычайно актуальной в учреждениях
образования различного уровня. Для сохранения контингента учащихся необходима совместная и плодотворная работа с
данной категорией обучающихся, чтобы они не стали в статистической очереди на отчисление.
Низкий
уровень обученности и отставание в обучении всегда вызывается совокупностью
причин.
В основе отставания в учении лежит расхождение
требований, предъявляемых к познавательной деятельности обучающихся, с реально
достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными
возможностями.
Среди учащихся проведен опрос по проблеме: «Что мешает хорошо учиться?»:
1. Неудовлетворение
организацией учебного процесса.
2.Неудовлетворение
преподаванием по некоторым учебным дисциплинам.
3. Плохое здоровье.
4. Отсутствие мотивации и нежелание
учиться вообще.
5. Отсутствие условий для проведения
досуга.
6. Возможные подработки во внеурочное
время.
7. Престижно ли учиться в нашем
колледже.
8. Другие проблемы.
Из данного опроса выяснялись причины,
которые, по мнению самих учащихся, мешают им хорошо учиться. Прежде всего, это – отсутствие мотивации, слабое
развитие волевой организации, слабое здоровье, загруженность учебными занятиями.
К причинам отставания в учебе можно отнести низкое развитие интеллекта, отставание в
области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика,
вербализация, что влияет на общий процесс мышления и т.д.
Итак,
задача преподавателя - это
поиск организационных коллективных и индивидуальных форм работы для
интенсивного «включения» неуспевающих и слабоуспевающих в образовательный процесс. И выбор форм
работы зависит, в первую очередь, от психических и физических возможностей
молодых людей, а также от
профессиональных и личностных качеств
педагога.
Содержание
деятельности педагога по оказанию педагогической поддержки учащимся можно
разделить на этапы.
Этапы
педагогической поддержки
|
Содержание деятельности
|
1.
Сигнальный
|
1.
Определение проблем учащегося:
-обращение
родителей к куратору, преподавателям или администрации;
-
тревожные суждения о сокурснике одногруппников и преподавателей;
- низкая успеваемость;
-
неоднократная неподготовленность к
уроку;
- молчание
при обращении ответить на вопрос;
-
несвоевременное выполнение задания;
- попытка
учащегося прямо или косвенно указать педагогу, что он нуждается в помощи.
2.
Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка
и совместному с учащимся поиску путей и способов её решения.
3.Консультации
педагога у специалистов: педагога-психолога, педагога социального и других
специалистов.
|
2.
Контактно-созидательный
|
1. Определение
эмоционально-психологического состояния учащегося, его готовности к общению.
2.Обеспечение
эмоционально-психологического настроя учащегося к беседе, устранение
психологических барьеров.
3. Поиск и
установление первоначального контакта с учащимся.
|
3.
Диагностический
|
1.
Организация доверительной беседы с учащимся.
2.Диагностика причин низкой успеваемости, проблемы
взаимодействия с педагогом.
3.Определение
причин возникновения проблемы.
|
4.
Проектный
|
1.
Учащийся при помощи педагога направляет свои усилия на поиск путей повышения
качества успеваемости.
2 Учащийся
и педагог договариваются о варианте взаимодействия по решению проблемы.
|
5.
Деятельностный
|
1.
Осуществление учащимся плана намеченных действий по повышению качества
успеваемости и мотивации к обучению.
|
6.Результативно-аналитический
|
1.
Совместное обсуждение успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
2.Констатация
фактов разрешения проблемы или затруднения.
3.Осмысление
учащимся нового опыта взаимодействия с педагогом и согруппниками в процессе
обучения.
|
Работа с
неуспевающими
и слабоуспевающими учащимися может
осуществляться по следующим направлениям:
1. Педагогическая профилактика –
поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных
методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование
индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов
контрольных работ.
2. Педагогическая диагностика –
систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление
пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по
устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие – индивидуальная
воспитательная работа с неуспевающими должна включать и работу с семьей учащегося.
На учебных занятиях целесообразно:
- использовать различные виды опроса (устный,
письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата;
- регулярно и систематически
опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце
семестра, когда учащийся уже не имеет возможности их исправить;
- комментировать оценку учащегося (необходимо
отмечать недостатки, чтобы он мог их устранять в дальнейшем);
- своевременно ликвидировать пробелы в знаниях;
- преподавателю поставить в
известность куратора или непосредственно родителей учащегося о низкой
успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок;
- не снижать оценку учащемуся за
плохое поведение на занятии, использовать другие методы воздействия;
- при отсутствии положительного результата ставить в
известность администрацию колледжа о
низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.
Позиция
педагога в работе с такими учащимися должна основываться на
принципах: не – борьба с…, а – «я помогу тебе».
Практика показывает, что следует повысить
уровень проведения педагогических
бесед, консультаций для учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебному предмету и слабые знания. Разработать для таких учащихся
индивидуально-дифференцированные задания и повысить их активность при
организации различных форм работы на
занятиях. План коррекционной работы
с такими учащимися должен иметь
каждый преподаватель.
Условия
обеспечения педагогической поддержки
1. Согласие
учащегося на помощь и поддержку.
2. Опора
на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них.
3. Ориентация
на способность учащегося самостоятельно преодолевать препятствия.
4. Взаимодействие,
сотрудничество, содействие.
5. Доброжелательность
и безоценочность.
6. Безопасность,
защита здоровья, прав, человеческого достоинства.
7. Реализация принципа «Не навреди».
7. Реализация принципа «Не навреди».
8. Рефлексивно-аналитический
подход к процессу и результату.
Этика поддержки – единство педагогических и нравственных норм поддержки
1.
Учащийся
не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога – в творческой самореализации учащегося.
2. Самореализация педагога – в творческой самореализации учащегося.
3.
Всегда
принимай учащегося таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4.
Не
сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
5.
Признавай
право на ошибку и не суди за неё.
6.
Защищая
учащегося, учи его защищаться.
7.
Доверяя
– не проверяй!
8.
Умей
признать свою ошибку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий