Педагогика поддержки учащихся в процессе образовательной деятельности


Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни  (О.С. Газман).
Каждый педагог должен четко представлять:
○ Для чего нужна педагогическая поддержка?
○ Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
Как можно соотнести  личностно ориентированный подход и педагогическую поддержку?
  Проблема     оказания    помощи     неуспевающим  и слабоуспевающим     учащимся    в  настоящее     время является    чрезвычайно актуальной    в   учреждениях образования различного уровня. Для сохранения контингента учащихся  необходима совместная и плодотворная работа с данной категорией обучающихся, чтобы они не стали в статистической очереди  на  отчисление.
  Низкий уровень обученности и отставание в обучении всегда вызывается совокупностью причин. 
 В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности обучающихся, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Среди  учащихся  проведен опрос   по проблеме: «Что мешает хорошо учиться?»:
1.  Неудовлетворение организацией учебного процесса.
2.Неудовлетворение преподаванием по некоторым учебным дисциплинам.
3.  Плохое здоровье.
4.  Отсутствие мотивации и нежелание учиться вообще.
5.  Отсутствие условий для проведения досуга.
6.  Возможные подработки во внеурочное время.
7.  Престижно ли учиться в нашем колледже.
8.  Другие проблемы.
Из данного опроса выяснялись причины, которые, по мнению самих учащихся, мешают им хорошо учиться. Прежде  всего, это – отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, загруженность учебными занятиями. К причинам отставания в учебе можно отнести низкое развитие интеллекта, отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления и т.д.
Итак, задача   преподавателя     - это  поиск организационных коллективных и индивидуальных форм работы для интенсивного «включения» неуспевающих и слабоуспевающих     в образовательный процесс. И выбор форм работы  зависит,  в первую очередь,  от психических и физических возможностей молодых людей, а также  от профессиональных и личностных качеств  педагога.

Содержание деятельности педагога по оказанию педагогической поддержки учащимся можно разделить на этапы.

Этапы педагогической поддержки

Содержание деятельности
1. Сигнальный
1. Определение проблем учащегося:
-обращение родителей к куратору, преподавателям или администрации;
- тревожные суждения о сокурснике одногруппников и преподавателей;
- низкая успеваемость;
- неоднократная неподготовленность  к уроку;
- молчание при обращении ответить на вопрос;
- несвоевременное выполнение задания;
- попытка учащегося прямо или косвенно указать педагогу, что он нуждается в помощи.
2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимся поиску путей и способов её решения.
3.Консультации педагога у специалистов: педагога-психолога, педагога социального и других специалистов.
2. Контактно-созидательный
1. Определение эмоционально-психологического состояния учащегося, его готовности к общению.
2.Обеспечение эмоционально-психологического настроя учащегося к беседе, устранение психологических барьеров.
3. Поиск и установление первоначального контакта с учащимся.
3. Диагностический
1. Организация доверительной беседы с учащимся.
2.Диагностика  причин низкой успеваемости, проблемы взаимодействия с педагогом.
3.Определение причин возникновения проблемы.
4. Проектный
1. Учащийся при помощи педагога направляет свои усилия на поиск путей повышения качества успеваемости.
2 Учащийся и педагог договариваются о варианте взаимодействия по решению проблемы.
5. Деятельностный
1. Осуществление учащимся плана намеченных действий по повышению качества успеваемости и мотивации к обучению.
6.Результативно-аналитический
1. Совместное обсуждение успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
2.Констатация фактов разрешения проблемы или затруднения.
3.Осмысление учащимся нового опыта взаимодействия с педагогом и согруппниками в процессе обучения.

Работа с неуспевающими и слабоуспевающими     учащимися    может осуществляться по следующим направлениям:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие – индивидуальная воспитательная работа с неуспевающими должна включать и работу с семьей учащегося.
На учебных занятиях  целесообразно:
- использовать различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата;
- регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда учащийся уже не имеет возможности их исправить;
- комментировать оценку учащегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы он мог их устранять в дальнейшем);
- своевременно  ликвидировать пробелы в знаниях;
- преподавателю поставить в известность куратора или непосредственно родителей учащегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок;
- не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, использовать другие методы воздействия;
- при отсутствии положительного результата ставить в известность  администрацию колледжа о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.
Позиция педагога в работе с такими учащимися должна основываться на принципах:  не – борьба  с…, а – «я помогу тебе».

 Практика показывает, что следует повысить уровень проведения   педагогических бесед, консультаций для учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации  к учебному предмету и слабые знания.  Разработать для таких учащихся индивидуально-дифференцированные задания и повысить их активность при организации различных форм  работы на занятиях. План коррекционной работы  с  такими учащимися должен  иметь  каждый преподаватель.



Условия обеспечения педагогической поддержки
1. Согласие учащегося  на помощь и поддержку.
2. Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них.
3. Ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать препятствия.
4. Взаимодействие, сотрудничество, содействие.
5. Доброжелательность и безоценочность.
6. Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.
7. Реализация принципа «Не навреди».
8. Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Этика поддержки – единство педагогических и нравственных норм поддержки
1.     Учащийся не может быть средством в достижении педагогических целей.
2.     Самореализация педагога – в творческой самореализации учащегося.
3.     Всегда принимай учащегося таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4.     Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
5.     Признавай право на ошибку и не суди за неё.
6.     Защищая учащегося, учи его защищаться.
7.     Доверяя – не проверяй!
8.     Умей признать свою ошибку.




Комментариев нет:

Отправить комментарий