Усиление внимания к подготовке педагога обусловлено
повышением требований к нему современного общества. Проблема обеспечения
социальной эффективности образования в настоящее время стала предметом
повышенного интереса психологов и педагогов. Сегодня выдвигаются новые
требования к личности педагога: умение адаптироваться к изменчивости рынка
труда, быть конкурентоспособными. Конкурентоспособному педагогу должны быть
присущи такие качества как профессиональная мобильность, профессиональная
компетентность и профессиональная самостоятельность. Задача учреждений
образования педагогического профиля подготовить высококвалифицированных
специалистов, обладающих глубокими знаниями, умеющих вести исследовательский
поиск, готовых к многофункциональной работе и способных к самосовершенствованию
и саморазвитию.
Рассуждая об эффективности педагогического образования, исследователи выделяют главные факторы подготовки специалистов: знание предмета (образовательная область), академическая подготовка в сфере психолого-педагогических и гуманитарных знаний и педагогическая практика. При этом наблюдается тенденция перехода от пассивных, информационных, монологических форм подготовки педагога как носителя знаний, к активным, проблемным, диалогическим методам освоения педагогического опыта. Ограничится только содержанием образования учебных дисциплин при подготовке будущих педагогов, и получить на выпуске высококвалифицированных специалистов явно недостаточно. Кодекс Республики Беларусь об образовании закрепляет положение о развитии творческих способностей педагогических работников и обучающихся. Эти способности формируются при проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.
Рассуждая об эффективности педагогического образования, исследователи выделяют главные факторы подготовки специалистов: знание предмета (образовательная область), академическая подготовка в сфере психолого-педагогических и гуманитарных знаний и педагогическая практика. При этом наблюдается тенденция перехода от пассивных, информационных, монологических форм подготовки педагога как носителя знаний, к активным, проблемным, диалогическим методам освоения педагогического опыта. Ограничится только содержанием образования учебных дисциплин при подготовке будущих педагогов, и получить на выпуске высококвалифицированных специалистов явно недостаточно. Кодекс Республики Беларусь об образовании закрепляет положение о развитии творческих способностей педагогических работников и обучающихся. Эти способности формируются при проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.
В системе
профессиональной подготовки специалистов для учреждений дошкольного образования
ведущая роль принадлежит дисциплинам общепрофессионального цикла. Огромный
потенциал для формирования личности будущего специалиста заложен в содержании и
технологии преподавания учебной дисциплины «Педагогика». Учебная программа названной дисциплины
направлена на изучение закономерностей развития личности на всех возрастных
этапах, овладение учащимися основами
будущей профессиональной деятельности, осуществление конструктивного педагогического
взаимодействия с воспитанниками. Положительно влияет на повышение качества
подготовки специалистов включение в учебные планы спецкурсов и факультативных
занятий по народной педагогике, основам педагогического мастерства, современным
образовательным технологиям и другим направлениям педагогической теории и
практики.
Методология организации педагогического
процесса указывает на необходимость
интеграции процессов обучения и
воспитания в целостный педагогический процесс, что способствует преодолению
глубоко укоренившейся практики восприятия педагогом урока (лекции, семинара) и
внеклассного мероприятия как самоцели и содействует реализации принципа
непрерывности образовательного процесса. Исходя из этого положения,
образовательная и внеурочная деятельность по учебным дисциплинам нами воспринимается как взаимосвязанный и
взаимопроникающий единый педагогический процесс. Это своего рода «воспитывающая
среда», в которой через создание условий для разнообразной деятельности
учащегося на занятии и за рамками
предмета происходит формирование его собственной линии жизни, апробация стиля
поведения, раскрытие творческих возможностей, что приводит к жизненному
самоопределению и освоению навыков саморазвитии, формированию креативного
мышления.
Наиболее удобной формой
интеграции занятий в рамках учебного плана и внеурочной деятельности по
педагогике, на наш взгляд, является разработка и реализация воспитательных
проектов, организация исследовательской деятельности учащихся по актуальным
проблемам образования.. Целенаправленная работа над проектами позволяет
более глубоко освоить разделы учебной дисциплины и приобщить учащихся к
активной созидательной педагогической деятельности, формировать у них
педагогическую позицию на основе учёта индивидуальных образовательных запросов
и возможностей. При реализации проектов
предпочтение отдаётся самостоятельной и исследовательской работе учащихся,
использованию информационных Интернет-ресурсов, интерактивному общению и
взаимообучению. Организуется творческая мыслительная деятельность учащихся, при
которой они могут выдвигать гипотезы, самостоятельно находить способы решений,
генерировать идеи.
В основу организации
проектной деятельности положен ряд принципов:
· гуманизация;
· самоопределение и самоанализ;
· свобода выбора;
· личностно ориентированный подход;
· вариативность деятельности и форм ее
организации;
· индивидуализация и дифференциация
образовательной практики;
· практико-исследовательская направленность
познавательной деятельности и др.
Подведение итогов
творческой проблемно-поисковой деятельности учащихся традиционно проходит в
совместных обсуждениях, анализе, презентациях. Используются нетрадиционные
формы их проведения: интерактивные диалоги-семинары, педагогические форумы,
творческие отчёты, «круглые столы», творческие встречи, педагогические
калейдоскопы, конференции и другие. В названных педагогических
практико-ориентированных представлениях участвуют учащиеся всех курсов
специальности «Дошкольное образование»,
что обеспечивает достаточно высокий процент охвата учащейся молодёжи
внеурочными мероприятиями по предметам. Неоднократно мероприятия интегрируют в
образовательное пространство региона, что повышает их значимость и
актуальность, способствует развитию социально-профессионального партнерства. В
основу образовательного процесса положен деятельностный подход, ориентация на
персоналию учащегося, на совместную творческую деятельность. Согласование в
практике образовательной деятельности интересов учащихся и педагогов
способствует превращению традиционной
авторитарной педагогики в деятельностную педагогику, реализующую
гуманистический характер воспитательной работы.
В течение последних лет реализован
ряд воспитательных проектов: «С любовью к детям», «Живительный родник народной
педагогики», «Портрет современной
женщины», «Трудовые династии:
талант, призвание, свершения», конкурс
педагогического мастерства «Воспитатель,
которого ждут дети» и другие.
В проектной
деятельности можно выделить ряд этапов, которые преимущественно реализуются в
определенной форме:
§ определение проблемного поля и задач совместного поиска– «брейнсторминг»;
§
определение форм и методов организации
взаимодействия по решению задач
- аукцион идей;
§ осуществление проектной деятельности –
интервьюирование, составление фотоальманахов, составление сценария встречи с
педагогической общественностью, аннотирование встреч, работа с
историко-теоретическими источниками, архивами, создание моделей;
§ презентация результатов проекта – интерактивная встреча, слайд-презентация,
видеофильм, телерепортаж на СТК и т.д.
Одним из ведущих
проектов стал проект «Педагогические
династии Солигорского района». У
учащихся постепенно происходит осознание того, что профессиональные ценности требуют трансляции из поколения в
поколение, настоящий профессионализм формируется всем комплексом социально-педагогических и
психологических средств. От педагогической умелости к педагогическому
творчеству – закономерная
траектория личностно-профессионального
становления. Результаты проекта были представлены на заседании молодежного
клуба учащихся учреждения образования.
Огромный воспитательный
потенциал содержит проект «Живительный родник народной педагогики»: стимулирует
овладение родной речью, способствует усвоению народных традиций, обогащению
знаний в области национальной культуры. Сила воздействия народной педагогики
разъясняется её близостью к национальным истокам, глубоким проникновением в
национальную сознательность. Дополнительно в рамках учебной дисциплины
«Педагогика» были разработаны и
представлены такие проекты как «Белорусская народная игрушка», «Белорусская кухня – традиции воспитания». Использование
народной педагогики выступает необходимым условием возрождения у учащейся
молодежи национального самосознания, развития
педагогических идей, профессионального мировоззрения.
В рамках проекта
предусмотрены проблемно-познавательные задания:
· определение направлений работы;
· формулирование противоречий во взглядах
на воспитание, выраженных в устном народном творчестве;
·составление разножанровых сборников с
феноменами народного творчества (сказки, праздники, предания, игры, игрушка, песни
и др.);
· установление социальных контактов в
процессе исследования;
· составление аннотаций, рекламных текстов,
запросов и др.
Презентуя проект в педагогическом калейдоскопе, учащиеся
представили практико-ориентированные модели использования средств, методов,
традиций, обычаев народной педагогики в современном учебно-воспитательном
процессе дошкольного учреждения.
Реализация социально-профессионального
проекта «С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ»
позволил рассмотреть историю создания и развития общественного
дошкольного образования в г. Солигорске, познакомиться с педагогами, которые
внесли значительный вклад в развитие дошкольного образования. А также обсудить
актуальные проблемы развития дошкольного образования региона и пути повышения
качества подготовки специалистов.
С
целью формирования индивидуальной творческой
личности будущего педагога, раскрытия
творческого потенциала учащейся молодёжи, создания предпосылок для формирования у них активной социальной позиции традиционно
проводится конкурс педагогического мастерства «Воспитатель, которого ждут дети».
Участники конкурса
педагогического мастерства на творческом уровне применяют полученные знания по
педагогике, проявляют инициативу, умение действовать в ситуации, работать в
команде.
Таким образом,
представленный комплекс работы по реализации исследовательского, творческого
подхода к изучению профессиональных дисциплин позволяет сформировать у учащихся педагогическую направленность
личности, развивает социальную активность, способствует саморазвитию,
самосовершенствованию, самоактуализации личности будущего педагога и развитию
профессионально-педагогических мотивов и
компетенций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий