ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Усиление внимания к подготовке педагога обусловлено повышением требований к нему современного общества. Проблема обеспечения социальной эффективности образования в настоящее время стала предметом повышенного интереса психологов и педагогов. Сегодня выдвигаются новые требования к личности педагога: умение адаптироваться к изменчивости рынка труда, быть конкурентоспособными. Конкурентоспособному педагогу должны быть присущи такие качества как профессиональная мобильность, профессиональная компетентность и профессиональная самостоятельность. Задача учреждений образования педагогического профиля подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями, умеющих вести исследовательский поиск, готовых к многофункциональной работе и способных к самосовершенствованию и  саморазвитию.
Рассуждая об эффективности педагогического образования, исследователи выделяют главные факторы подготовки специалистов: знание предмета (образовательная область), академическая подготовка в сфере психолого-педагогических и гуманитарных знаний и педагогическая практика. При этом наблюдается тенденция перехода от пассивных, информационных, монологических форм подготовки педагога как носителя знаний, к активным, проблемным, диалогическим методам освоения педагогического опыта. Ограничится только содержанием образования учебных дисциплин при подготовке будущих педагогов, и получить на выпуске  высококвалифицированных специалистов явно недостаточно. Кодекс Республики Беларусь об образовании закрепляет положение  о развитии творческих способностей педагогических работников и обучающихся. Эти способности формируются при проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.
В системе профессиональной подготовки специалистов для учреждений дошкольного образования ведущая роль принадлежит дисциплинам общепрофессионального цикла. Огромный потенциал для формирования личности будущего специалиста заложен в содержании и технологии преподавания учебной дисциплины «Педагогика».  Учебная программа названной дисциплины направлена на изучение закономерностей развития личности на всех возрастных этапах, овладение  учащимися основами будущей профессиональной деятельности, осуществление конструктивного педагогического взаимодействия с воспитанниками. Положительно влияет на повышение качества подготовки специалистов включение в учебные планы спецкурсов и факультативных занятий по народной педагогике, основам педагогического мастерства, современным образовательным технологиям и другим направлениям педагогической теории и практики.
Методология организации педагогического процесса указывает на  необходимость интеграции  процессов обучения и воспитания в целостный педагогический процесс, что способствует преодолению глубоко укоренившейся практики восприятия педагогом урока (лекции, семинара) и внеклассного мероприятия как самоцели и содействует реализации принципа непрерывности образовательного процесса. Исходя из этого положения, образовательная и внеурочная  деятельность  по учебным дисциплинам  нами воспринимается как взаимосвязанный и взаимопроникающий единый педагогический процесс. Это своего рода «воспитывающая среда», в которой через создание условий для разнообразной деятельности учащегося на занятии  и за рамками предмета происходит формирование его собственной линии жизни, апробация стиля поведения, раскрытие творческих возможностей, что приводит к жизненному самоопределению и освоению навыков саморазвитии, формированию креативного мышления.
Наиболее удобной формой интеграции занятий в рамках учебного плана и внеурочной деятельности по педагогике, на наш взгляд, является разработка и реализация воспитательных проектов, организация исследовательской деятельности учащихся по актуальным проблемам образования.. Целенаправленная работа над проектами  позволяет  более глубоко освоить разделы учебной дисциплины и приобщить учащихся к активной созидательной педагогической деятельности, формировать у них педагогическую позицию на основе учёта индивидуальных образовательных запросов и возможностей.  При реализации проектов предпочтение отдаётся самостоятельной и исследовательской работе учащихся, использованию информационных Интернет-ресурсов, интерактивному общению и взаимообучению. Организуется творческая мыслительная деятельность учащихся, при которой они могут выдвигать гипотезы, самостоятельно находить способы решений, генерировать идеи.
В основу организации проектной  деятельности положен ряд  принципов:
·  гуманизация;
·   самоопределение и самоанализ;
· свобода выбора;
·   личностно ориентированный подход;
·   вариативность деятельности и форм ее организации;
·   индивидуализация и дифференциация образовательной практики;
·  практико-исследовательская направленность познавательной деятельности и др.
Подведение итогов творческой проблемно-поисковой деятельности учащихся традиционно проходит в совместных обсуждениях, анализе, презентациях. Используются нетрадиционные формы их проведения: интерактивные диалоги-семинары, педагогические форумы, творческие отчёты, «круглые столы», творческие встречи, педагогические калейдоскопы, конференции и другие. В названных педагогических практико-ориентированных представлениях участвуют учащиеся всех курсов специальности «Дошкольное образование»,  что обеспечивает достаточно высокий процент охвата учащейся молодёжи внеурочными мероприятиями по предметам. Неоднократно мероприятия интегрируют в образовательное пространство региона, что повышает их значимость и актуальность, способствует развитию социально-профессионального партнерства. В основу образовательного процесса положен деятельностный подход, ориентация на персоналию учащегося, на совместную творческую деятельность. Согласование в практике образовательной деятельности интересов учащихся и педагогов способствует  превращению традиционной авторитарной педагогики в деятельностную педагогику, реализующую гуманистический характер воспитательной работы.
В течение последних лет реализован ряд воспитательных проектов:  «С любовью к детям», «Живительный родник народной педагогики», «Портрет современной женщины», «Трудовые династии: талант, призвание, свершения»,  конкурс педагогического мастерства «Воспитатель, которого ждут дети» и другие. 
В проектной деятельности можно выделить ряд этапов, которые преимущественно реализуются в определенной форме:
§ определение проблемного поля и задач совместного поиска«брейнсторминг»;
§   определение форм и методов организации взаимодействия по решению задач -  аукцион идей;
§ осуществление проектной деятельности – интервьюирование, составление фотоальманахов, составление сценария встречи с педагогической общественностью, аннотирование встреч, работа с историко-теоретическими источниками, архивами, создание моделей;
§ презентация результатов проектаинтерактивная встреча, слайд-презентация, видеофильм, телерепортаж на СТК и т.д.
Одним из ведущих проектов  стал проект «Педагогические династии Солигорского района».  У учащихся постепенно происходит осознание того, что профессиональные ценности требуют трансляции из поколения в поколение, настоящий профессионализм формируется всем комплексом социально-педагогических и психологических средств. От педагогической умелости к педагогическому творчествузакономерная траектория  личностно-профессионального становления. Результаты проекта были представлены на заседании молодежного клуба учащихся учреждения образования.
Огромный воспитательный потенциал содержит проект «Живительный родник народной педагогики»: стимулирует овладение родной речью, способствует усвоению народных традиций, обогащению знаний в области национальной культуры. Сила воздействия народной педагогики разъясняется её близостью к национальным истокам, глубоким проникновением в национальную сознательность. Дополнительно в рамках учебной дисциплины «Педагогика»  были разработаны и представлены такие проекты как «Белорусская народная игрушка»,  «Белорусская кухня – традиции воспитания». Использование народной педагогики выступает необходимым условием возрождения у учащейся молодежи национального самосознания, развития  педагогических идей, профессионального мировоззрения.
В рамках проекта предусмотрены проблемно-познавательные задания:
·   определение направлений работы;
·  формулирование противоречий во взглядах на воспитание, выраженных в устном народном творчестве;
·составление разножанровых сборников с феноменами народного творчества (сказки, праздники, предания, игры, игрушка, песни и др.);
·     установление социальных контактов в процессе исследования;
·    составление аннотаций, рекламных текстов, запросов и др.
Презентуя  проект в педагогическом калейдоскопе, учащиеся представили практико-ориентированные модели использования средств, методов, традиций, обычаев народной педагогики в современном учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Реализация социально-профессионального проекта  «С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ» позволил  рассмотреть  историю создания и развития общественного дошкольного образования в г. Солигорске, познакомиться с педагогами, которые внесли значительный вклад в развитие дошкольного образования. А также обсудить актуальные проблемы развития дошкольного образования региона и пути повышения качества подготовки специалистов.
С целью    формирования индивидуальной творческой личности будущего педагога, раскрытия творческого потенциала учащейся молодёжи,  создания предпосылок для формирования  у них активной социальной позиции традиционно проводится конкурс педагогического мастерства «Воспитатель, которого ждут дети».  Участники  конкурса педагогического мастерства на творческом уровне применяют полученные знания по педагогике, проявляют инициативу, умение действовать в ситуации, работать в команде.
Таким образом, представленный комплекс работы по реализации исследовательского, творческого подхода к изучению профессиональных дисциплин позволяет сформировать у учащихся педагогическую направленность личности, развивает социальную активность, способствует саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации личности будущего педагога и развитию профессионально-педагогических мотивов и  компетенций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий