Цель конференции:
повышения качества подготовки будущих специалистов, воспитателей дошкольного
образования
Задачи:
- совершенствование
уровня профессиональной компетентности, конкурентоспособности будущих педагогов
в условиях модернизации педагогической практики;
- повышение
мотивации к профессиональной деятельности учащихся и формирование профессионально значимых
качеств личности в процессе интеграции теоретической и практической подготовки
специалистов;
- укрепление взаимодействия учреждения образования с базами практики заказчиками кадров.
Программа конференции
1. Открытие конференции
Хамицевич Е.Н., директор учреждения образования
2. Организация педагогической практики как условие повышения качества подготовки будущих специалистов
Галай Г.П., преподаватель педагогики
3. Организационные и методические аспекты учебной практики в учреждениях дошкольного образования. Результаты анкетирования учащихся 3-4 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»
Шляхова Т.Г., преподаватель методики обучения ФЭМП
4. Характеристика системы дошкольного образования Солигорского района. Перспективы развития
Дмитриева Наталья Валерьевна, главный специалист отдела образования,
спорта и туризма Солигорского отдела образования по дошкольному образованию
5. Педагогическая практика как связующее звено в профессиональной подготовке учреждения образования и организации – заказчика кадров. Открытый диалог:
5.1. Роль учреждения дошкольного образования в профессиональной подготовке будущих специалистов
Колосович С.О., заместитель заведующей по основной деятельности
ГУО «Ясли- сад № 42 г. Солигорска»,
Бродко О.М., заведующая ГУО «Ясли- сад № 12 г. Солигорска»
5.2. Эффективная практика взаимодействия учреждения образования с заказчиками кадров
Черевко Т.Ф, преподаватель;
Вальченко Виолетта, учащаяся группы ДО-161с;
Кецко Алеся, учащаяся группы ДО-152б.
Веранян Татьяна, учащаяся группы ДО-171с
5.3. Проектная форма организации педагогической практики как средство повышения её личностной значимости
Ланевская В.М., преподаватель, магистр педагогических наук
6.Подведение итогов конференции
Организация
педагогической практики как условие повышения качества подготовки будущих
специалистов
Галай
Г.П., преподаватель педагогики, руководитель практики.
Педагогическая практика как форма
профессионального обучения является, с одной стороны, критерием
профессиональной компетентности будущих специалистов, проявляющейся в
готовности решать профессиональные задачи в условиях реального взаимодействия
субъектов образования, а с другой - возможностью актуализации образовательного
опыта будущего педагога.
Практика обеспечивает
прикладной аспект профессиональной подготовки воспитателей, является наиболее
активной формой обучения, способствует непрерывному росту педагогического
мастерства и личной культуры будущего специалиста в сфере дошкольного образования.
Педагогическая практика учащихся - это
обретение опыта профессиональной деятельности, предполагает решение
разнообразных профессиональных задач в условиях реального взаимодействия с
детьми, педагогическим коллективом
учреждения дошкольного образования, с родителями воспитанников группы.
К.Д. Ушинский писал, что метод
преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести
навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной
практикой [5].
Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что
именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить
закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными
умениями и навыками, опытом практической деятельности [2].
Назначение практики учащихся заключается в подготовке
к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных
профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е.
вхождения в профессию, освоения социальной роли, овладение профессиональными
компетенциями в области обучения и развития детей дошкольного возраста,
формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.
В учреждении образования
по специальности 2 -01 01 01 « Дошкольное образование» по учебному плану 2018
года проводится следующие виды практик, способствующих наращиванию
учащимися профессиональной компетентности:
1. Учебная:
1.1. Психолого –
педагогическая
1.2. Наблюдение и
пробные занятия с детьми раннего возраста
1.3. Наблюдение и
пробные занятия с детьми дошкольного возраста
1.4. Пробные занятия в
соответствии со специализацией.
2. Производственная:
2.1. Оздоровительно –
воспитательная работа с детьми в летний период
2.2.Преддипломная.
Для прохождения
педагогической практики учащиеся распределяются по учреждениям дошкольного
образования г. Солигорска, для прохождения технологической практики часть
учащихся распределяются в УДО по месту жительству, практически по всей
Республике Беларусь. Наиболее чаще являются
базами практики в г. Солигорска такие учреждения дошкольного образования,
как ГУО «ясли сад №5». «ясли сад №3», «ясли сад №12». «ясли сад №15». «ясли сад
№16». «ясли сад №17», «ясли сад №24». «ясли сад №30». «ясли сад №33». «ясли сад
№38». «ясли сад №42». «ясли сад №43».
Реализация задач практики требует учебно–программного
и методического оснащения. Разработано
содержание практик в соответствии с видами и сроками проведения практик по
новым типовым учебным планам. На
каждый вид практики учащиеся обеспечиваются программами практики, определенным
видом дневников, методическими рекомендациями. Проводятся установочные
конференции, на которых обсуждаются
вопросы соблюдения правил внутреннего распорядка в УДО, охраны труда,
решаются организационные вопросы.
При прохождении практики
ситуация рождает и у практикантов и у принимающей стороны разнообразные
эмоции. Встают извечные проблемы. Как
учащемуся – практиканту влиться в коллектив и рационально выполнить содержание
практики? Как у будущего выпускника сформировать и укрепить желание быть
педагогом? Что учащийся и воспитатель со стажем могут дать друг другу?
Практически учащимся во время практики необходимо быть готовыми к реальной
педагогической деятельности, им придется выполнять все функции педагога, вливаться
в реальную жизнь возрастной группы воспитанников, в деятельность
педагогического коллектива. Поэтому важна такая модель взаимосвязи
как «руководитель учреждения дошкольного
образования — воспитатель дошкольного образования - руководитель
практики». В центре – учащийся - практикант.
В ходе прохождения практики учащиеся последовательно
реализуют поставленные задачи.
Содержание педагогической практики направлено за наблюдением за деятельностью
воспитателя дошкольного образования, его взаимодействием с детьми, изучением особенностей организации всех видов
детской деятельности, а также участием в
различных формах образовательного процесса. Учащиеся – практиканты постепенно овладевают умением
планировать свою деятельность, составлять конспекты по организации различных
видов деятельности в зависимости от
возрастной группы. Формируются умения отбирать методы и приемы педагогического
взаимодействия с воспитанниками,
продумывать средства обучения. В ходе разных видов практик
учащиеся имеют возможность закрепить и расширить психолого-педагогические
знания, творчески использовать их в образовательном процессе, осознать степень
ответственности за построение образовательного процесса в различных возрастных
группах.
Не всем учащимся удается профессионально и грамотно
решать поставленные задачи практики. Существенная поддержка воспитателей
группы, руководителя практики помогает найти грамотные пути их преодоления. Но
вместе с тем, и анализ собственной деятельности необходим практиканту, чтобы
осознать трудности, возникающие у него в начале педагогической деятельности.
Постепенно у учащихся вырабатываются основы анализа и оценки собственной
педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в
работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с
детьми, с воспитателем, помощником воспитателя.
Требования к личности
педагога дошкольного образования на современном этапе возрастают, поэтому
каждый выпускник должен стремиться получить высшее образование. Задача
учреждений дошкольного образования оказывать молодым специалистам необходимую поддержку и помощь. Анализировать
качество подготовки, подсказывать недочеты и пробелы. Так, учреждение
образование делал запросы в отделы образования спорта и туризма Минской области с просьбой проанализировать качество
подготовки наших выпускников и внести конкретные предложения по ее
усовершенствованию. Из 22 ответов
50% отделов образования отмечают,
что качество выпускников улучшилось, остальные отмечают, что оно стабильно.
осталось на прежнем уровне, специалисты радуют своей квалифицированностью.
На вопрос, что
предпринять для повышения качества подготовки специалистов? предложено:
- усилить мотивацию для
работы по педагогической специальности;
- уделить внимание
процессом формирования личности учащихся во всей полноте интеллектуального,
культурного, психологического и социального развития человека, а не только
обучение узкому спектру профессиональных знаний и умений;
- при подготовке
выпускников ориентироваться на практические умения и навыки, необходимые в
работе (методы и приемы работы с детьми, ведение документации в соответствии с
нормативными документами;
- увеличить количество учебных часов на
изучение предметов по специальности, по организации работы в разновозрастных
группах
- уделять особое внимание
вопросам, практического проведения занятий по образовательным областям учебной.
программы дошкольного образования;
- повысить уровень
подготовки воспитателей по работе с семьёй, взаимодействие с социумом;
- включить в план
нетрадиционные формы работы с воспитанниками;
- проводить более раннюю
профориентацию;
- больше уделять
внимание подготовке учащихся к изучению методик по ФЭМП, развитию речи,
обучению рисования, конструирования, аппликации.
Эти предложения были обсуждены и проработаны. Но
многое зависит от личности выпускника, его мотивации, желания профессионально
впитывать все новое, интересное и полезное.
Таким образом, анализ современных
подходов к педагогической практике позволяет рассматривать ее как период особого
активного развития мотивации, процесса овладения учащимися педагогической
деятельностью, открытия в ней новых личностных смыслов, интенсивного
личностно-профессионального становления.
Для повышения эффективности организации
практик необходимо: уделить больше внимания подготовке учащихся к практикам в
процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин и частных
методик. Наладить более тесное
сотрудничество с учреждениями дошкольного образования в поиске наиболее эффективных и активных форм
взаимодействия. Принципами
взаимодействия учреждений образования должны выступать: целенаправленность,
паритетность, практико ориентированность, открытость, социальное партнёрство.
1.
Гребенюк, Т. Б. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической
практики студентов педагогического факультета:
метод. пособие / Т. Б. Гребенюк. — Калининград: КалГУ, 1999. — 62 с.
2. Организация, контрольной оценки
педагогической практики студентов : метод. указания / авт.-сост. Т. Б.
Гребенюк. — Калининград: КалГУ, 2000. — 29 с.
3.
Поздеева, Т. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов
как условие качества дошкольного образования /
Т. В. Поздеева // Развитие системы
дошкольного образования: инвестиции в будущее :
матер. Междунар. форума, Минск,
15—16 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-тим. М. Танка ; редкол.: Т.
В. Поздеева [идр.]. — Минск : БГПУ, 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий