Профессиональная мобильность и профессиональная компетентность современного педагога


Успех приходит к тем, кто может меняться так же быстро,
 как окружающий их  мир.
               Тони Блэр, премьер-министр
                                   Великобритании
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, учащуюся  молодёжь и т.д., так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей.

Проблема обеспечения социальной эффективности образования на современном этапе стала предметом повышенного интереса психологов и педагогов. Поэтому сегодня выдвигаются новые требования к личности педагога: умение адаптироваться к изменчивости рынка труда, быть конкурентоспособными. Конкурентоспособному педагогу должны быть присущи такие качества как профессиональная мобильность, профессиональная компетентность и профессиональная самостоятельность. Гибкость и мобильность необходимо воспринимать в качестве реального вектора инноваций современного образования.
В широком смысле слова под мобильностью понимают подвижность, готовность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий. Мобильность по отношению к профессиональной деятельности определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.  Профессиональная мобильность определяется в обществе изменением позиции индивида в профессионально-квалификационной структуре.
Профессиональная мобильность имеет свою содержательно-деятельностную специфику. Её можно представить как интегративное свойство специалиста, отражающее открытость к изменениям, степень осознания сущности мобильности, умение оценить сложившую ситуацию, соотнести со своими возможностями и потребностями, ценностными установками и мотивами профессионального саморазвития, умения прогнозировать и находить оптимальный выход из ситуации затруднения. Таким образом, профессиональная мобильность рассматривается, с одной стороны, как смена позиций, обусловленная внешними факторами (отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность); с другой стороны, как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребностях личности в самосовершенствовании.
Профессиональная мобильность специалистов выступает условием стабильности коллектива. Низкий уровень профессиональной мобильности работников таит в себе угрозу текучести кадров. Проблема мобильности является одной из актуальных в социологии, психологии и педагогике в силу нестабильности социально-общественных и профессиональных реалий. Мобильность можно рассматривать как процесс движения (перехода) индивида из одной социальной позиции в другую, обусловленный его свойствами, способностями, профессионализмом, Мобильность – это индивидуальный ответ человека на вызов изменяющего мира. Существуя в чрезвычайно мобильном и динамичном мире, человек обладая высокой психологической гибкостью, способен в определённой ситуации осуществить выбор и творчески преобразовывать окружающее пространство.
Выделяют следующие критерии профессиональной мобильности: способность планировать и организовывать свою деятельность, профессиональная личностная перспектива, пластичность мышления, творческий подход к решению проблемы, способность к риску.
Профессиональная мобильность специалиста, по мнению учёных, взаимосвязана со сформированными у него компетенциями, обобщенной характеристикой профессионализма вне зависимости от личностных качеств и компетентности, уровнем профессиональных способностей и навыков, демонстрируемых человеком.
В переводе с латинского языка слово « competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Различают два синонимических понятия «компетенция» и «компетентность»:
-       компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу действий и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
-       компетентность -  владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:
-       политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
-       компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать распространению климата нетерпимости к другим народам, готовности жить с людьми других культур, языков, религий;
-       компетенции, определяющие владение несколькими языками;
-       компетенции, связанные с возникновением информационного общества;
-       компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни;
-       исследовательская компетентность.
Выделяют следующие виды компетенций:
1. Инструментальные компетенции - способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, базовые знания в различных областях, навыки работы с компьютером и управлением информацией, решение проблем и принятие решений;
2. Межличностные компетенции -  способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений и т. д.;
3. Системные компетенции – применение знаний на практике, исследовательские навыки, креативность, лидерство, инициативность и самостоятельность, забота о качестве, стремление к успеху.
Профессиональная компетентность – совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности  к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
Профессиональная компетентность есть интегрированное качество специалиста, включающая уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и такими компонентами профессионального мастерства как система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей  и профессионально важных качеств личности (Кривцов Л.Ю.). Компетентностный подход, кроме сугубо профессионального значения, приобретает глубокое личностное звучание, а, следовательно, является основой модернизации современной системы образования в целом. Сегодня от педагога требуется не просто «знать и уметь» и обладать определёнными личностными качествами, не только самостоятельно решать проблемы (в своей области), но и уметь осуществлять экспертную деятельность.
Личность  компетентного педагога  обладает профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне, развитыми умениями совершенствования своего профессионального мастерства, умениями нести личную ответственность за результаты своей деятельности, за его качество и в соответствии с приобретёнными навыками работать в  «команде»  учитывать интересы и потребности коллектива. Результатом присвоения педагогом новых профессиональных  ценностей является вариативность, гибкость и флексибильность – готовность к саморазвитию и самоизменению.
То есть для педагога  с профессиональной компетенцией  должна быть характерна  социопедагогическая направленность саморазвития личности. Она складывается из единства педагогических способностей, социализации личности, искусства нового мышления; и через уровни подготовки педагога трансформируется в профессиональные знания, умения и навыки, самосознание, предметные методики, педагогическую технику, самореализацию в социуме, авторские технологии, гармонию педагогических воздействий, самосовершенствование, новаторство в образовании.       Критериями профессиональной компетентности выступают: социально-правовая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность, профессиональная позиция, аутокомпетентность.
Таким образом, проблема развития профессиональной мобильности и профессиональной компетенции должна быть осознана каждым педагогом как необходимое условие эффективной профессиональной педагогической деятельности и  повышения качества подготовки конкурентоспособного специалиста. При этом в мировой системе профессионального образования реализуется тезис о том, что современный педагог обязательно должен обладать рядом профессионально-личностных качеств, объединённых понятием «формулы качества». Японские исследователи в «формулу качеств» включают нравственность, интеллект, мастерство, физическое совершенство. Французские исследователи – профессионализм, инициативу, созидание, адаптацию, динамизм. А что включаете Вы  - педагогики педагогического колледжа, в понятие  «формулы качества»?

Список использованной литературы
1. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства./Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс,2003. -288 с.
2.Проектирование профессионального образования / В.А. Болотов (и др.) // Педагогика. – 1997. - №4. – С. 67.
3. Гутырчик Е.В., Савостюк П.Н Профессиональная компетентность учителя как единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности // Кіраванне ў адукацыі.-2008. - №5. – С.17– 20.
4. Касьяник Е.Л., Сутович Е.И Формирование конкурентоспособного специалиста: методический аспект // Кіраванне ў адукацыі.-2009. - №6. – С.2332.
5. Лобанок А.П. Горанская Е.И. // Профессиональная мобильность и профессиональная компетентность педагогов // Кіраванне ў адукацыі.-2009. - №7. – С.2531.

Комментариев нет:

Отправить комментарий