Тематика домашних контрольных работ по учебной дисциплине «Педагогика» специальность 2 -01 01 01 Дошкольное образование заочная форма получения образования, учебная группа ДО-192зп

 Вариант 1. Значение и задачи интеллектуально-познавательного воспитания и развития детей дошкольного возраста

План

1.     Основные понятия, их взаимосвязь.

2.     Значение интеллектуально-познавательного деятельности в психическом развитии и саморазвитии детей дошкольного возраста

3.     Задачи  интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста.

4. Содержание современного дошкольного образования

Литература:

1.     Дошкольная педагогика: В 2ч. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - Ч.1. - Гл. 6.

2.     Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. - 1984. - С. 5-15.

3.     Поддьяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые условия умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 2. - С. 52-58.

4.     Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина и др. - М., 1990.

5.     Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорсковой. - М.: Педагогика, 1985.

6.      Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1988.

7.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

8.     Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

9.     Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

 

Методические рекомендации:

1.     Дать определение понятиям «интеллектуально-познавательное воспитание», «интеллектуально-познавательное развитие», показать их взаимообусловленность.

2.     Показать роль интеллектуально-познавательного деятельности в психическом развитии и саморазвитии дошкольника, его взаимосвязь с другими сторонами воспитания.

3.     Дать характеристику задачам интеллектуально-познавательного воспитания: формирование системы элементарных знаний, навыков учебной деятельности, сенсорное воспитание, развитие познавательных процессов и способностей, формирование любознательности и познавательных интересов.

4.     Раскрыть содержание современного дошкольного образования,

   систематизация и отбор учебного материала. Принципы отбора учебного материала для детей дошкольного возраста.

 

Вариант 2. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания

 

1.     Сенсорная культура и умственное развитие детей.

2.     Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.

3.     Методика сенсорного воспитания детей разного возраста.

4.     Классические системы сенсорного воспитания.

 

Литература:

1.     Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988. – С. 3-13.

2.     Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1983. – С. 107-117.

3.     Мусейбова Г. Ориентировка в пространстве // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 8.

4.     Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980. – С. 154-156.

5.   Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – М., 1981.

6.   Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

5.     Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

 

 

Методические рекомендации:

1.     Дать определение основным понятиям (сенсорное воспитание, сенсорное развитие, сенсорная культура, сенсорные эталоны) Показать значение сенсорной культуры для развития познавательной деятельности.

2.     Охарактеризовать задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: формирование обследовательских действий, обобщённых способов восприятия, системы сенсорных эталонов и умения применять их в практической деятельности. Назвать этапы сенсорного воспитания, на основе анализа программы показать содержание сенсорного воспитания в разных возрастных группах.

3.     Описать методику обучения обследованию предмета, методы, способствующие формированию сенсорных эталонов. Охарактеризовать дидактические игры как средство сенсорного воспитания.

4.     Показать особенности систем сенсорного воспитания Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И. Тихеевой.

 

Вариант 3. Дидактика как теория образования и обучения

План

1.   Дошкольная дидактика как теория обучения и образования.

2.     Развитие теории дошкольного обучения в классической зарубежной и отечественной педагогике.

3.     Принципы обучения детей в дошкольной дидактике.

Литература:

1.     Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. – Мн., 1980.

2.     Грамыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. – Мн., 2000

3.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. – С. 208-228.

4.     Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5,6.

5.     Харламов И.Ф. педагогика. - Мн.: Университетское, 2002. - 368 с.

6.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

7.     Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

8.     Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

 

Методические рекомендации:

1.     Дать определение основных понятий: «дидактика», «обучение», «образование», «категории дошкольной дидактики». Показать предмет дошкольной дидактики, раскрыть её закономерности и особенности.

2.     Показать вклад в развитие дошкольной дидактики Я.А.Коменского, Ф.Фребеля, М.Монтессори, В.Ф.Одоевского, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихеевой.

3.     Назвать основные дидактические принципы, показать специфику их реализации в дошкольном возрасте.

4.     Дать характеристику личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделям обучения.

 

Вариант 4.Формы организации обучения детей дошкольного

План

1.     Современные подходы к организации обучения детей дошкольного возраста.

2.     Формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

3.Модели обучения детей дошкольного возраста

3.     Характеристика типов обучения детей дошкольного возраста.

 

Литература:

1.     Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М., 1980. – С. 28-54.

2.     Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. – Минск, 1980.

3.     Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1983.

4.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001

5.     Михайленко Н.Я., Коротова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993 или // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5-6. – С. 17.

6.     Усова А.П. Процесс обучения на занятиях // Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1981. – С. 93-148.

7.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

8.     Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

 

Методические рекомендации:

1.     Описать различные формы организации обучения детей дошкольного возраста: игровая, практическо-познавательная, трудовая, индивидуальные отношения, общение, занятия и др. Указать на соотнесение индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения.

2.     Описать новые формы организации обучения на занятиях и вне их с целью максимального учёта интересов, возможностей, способностей каждого ребёнка.

3.     Охарактеризовать модели обучения, особенности их реализации и эффективность.

4.     Раскрыть типы обучения и своеобразие их применения в образовательном процессе.

Вариант 16. Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста

План

1.Проблемы классификации методов обучения детей дошкольного возраста.

2. Наглядные методы и приемы обучения, их значение и психологическое обоснование.

3.Место словесных методов и приемов в обучении, их ихологическое обоснование.

 4. Роль практических и проблемно-поисковых методов и приемов в обучении, их психологическое обоснование.

Литература:

1.     Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. – Минск, 1980.

2..Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1983.

3. .Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001

4.Усова А.П. Процесс обучения на занятиях // Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1981. – С. 93-148.

5.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

6. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

7.Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

8.Журналы «Пралеска за 2016 -2020 годы»

 

Методические рекомендации:

1.Раскрыть проблему классификации  методов и приемов  обучения детей дошкольного возраста в целях его интеллектуально -познавательного развития. Указать разные подходы ученых к группировки методов обучения. Сочетание методов и приемов обучения в образовательном процессе

2.Факторы выбора методов и приемов обучения. Обусловленность факторов возрастом, уровнем развития детей, содержанием познавательного учебного материала, формами организации обучения, уровнем мастерства педагога.

3.Описать наглядные, словесные, практические и проблемно-поисковые методы и приемы обучения на занятиях и вне их с целью максимального учёта интересов, возможностей, способностей каждого ребёнка.

 

Вариант 5. Занятие как форма организации обучения детей дошкольного возраста.

План

 

1.Значение и роль занятий как основной формы обучения детей дошкольного возраста.

2. Типы и структура занятий в учреждении дошкольного образования

3. Методика проведения  занятий с детьми разного  дошкольного  возраста.

4. Современные подходы к организации обучения детей дошкольного возраста.

Литература:

a.   Аванесова, В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М., 1980. – С. 28-54.

b.   Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. – Минск, 1980.

3.Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1983.

4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001

6.     Усова А.П. Процесс обучения на занятиях // Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1981. – С. 93-148.

7.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

6.Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

7. Журналы «Пралеска за 2016 -2020 годы»

 

 

Методические рекомендации:

1.Раскрыть роль и значение занятий как основной формы обучения детей дошкольного возраста в целях его познавательного развития. Указать на соотнесение индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения.

2.Назвать типы и структуру занятий, основные подходы педагога к организации и проведению занятий.

3.Описать новые формы организации обучения на занятиях и вне их с целью максимального учёта интересов, возможностей, способностей каждого ребёнка.

4. Раскрыть подготовку воспитателя к проведению занятий, методику их проведения в зависимости от возрастной группы.

 

Вариант 6. Образовательные технологии в дошкольном образовании

План

1.     Сущность понятия «образовательная технология» и ее значение в организации обучения детей дошкольного возраста.

2.     Основные критерии педагогической технологии.

3.     Характеристика современных технологий в дошкольном образовании.

Литература:

1.     Р. И. Миронова  «Педагогические технологии в воспитании и обучении»

2.     Грамыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. – Мн., 2000

3.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. – С. 208-228.

4.     Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5,6.

5.     Харламов И.Ф. педагогика. - Мн.: Университетское, 2002. - 368 с.

6.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

7.     Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

8.     Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

 

Методические рекомендации:

1.     Дать определение понятиям «технология», «педагогическая технология» и т. д.. Показать возможность  и необходимость использования образовательных технологий  в обучении  детей дошкольного возраста.

2.     Раскрыть основные критерии педагогической технологии.

3.     Описать особенности  игровых, проблемных, развивающих, информационных, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и др., жать их общую характеристику.

 

Вариант 7. Гражданское и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

План

1.     Актуальность проблемы гражданского и патриотического воспитания на современном этапе.

2.     Особенности проявления патриотизма у детей дошкольного возраста.

3.     Задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

4.     Средства и методы воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине.

 

Литература:

1.     Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1993. – С. 183-184, 186-187, 203-205, 207-210, 219-224.

2.     Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1985.

3.     Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание моральных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой, - М., 1989. - С. 49-73.

4.     Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Мн., 1991.

5.     Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980. – С. 122-137.

6.     Праграма выхавання і навучання ў дзіцячым садзе. – Мн., 1991.

 

Методические рекомендации:

1.        Показать важность воспитания гражданственности на современном этапе развития общества. Дать определение понятиям «патриотизм», «гражданственность». Показать возможность  и необходимость формирования основ гражданственности в дошкольном возрасте.

2.        Описать особенности проявления патриотизма у детей дошкольного возраста: проявление на уровне чувств, зависимость их возникновения от воспитательной работы, ограниченность опыта детей рамками практической деятельности и др.

3.Дать характеристику задачам патриотического воспитания дошкольников на основе анализа программы (воспитание интереса и эмоционального отношения к окружающему; формирование системы знаний о родном крае, желания их приумножить; вовлечение в практическую деятельность по использованию полученных знаний)

4.        Назвать наиболее действенные формы осуществления гражданско-патриотического воспитания, описать средства (природное и социальное окружение, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, деятельность, праздники) и методы осуществления данного направления воспитания.

 

Вариант №8.  Воспитание у детей гуманных чувств у детей дошкольного возраста

План

1.     Гуманизм как высшая общечеловеческая ценность.

2.     Специфика проявления гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

3.     Условия, содержание и методика воспитания гуманных чувств, поведения у детей в семье и дошкольном учреждении.

4.     Причины детской жестокости, агрессивности, их предупреждение и преодоление.

 

Литература:

1.     Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред. Л.Н.Проколиенко и В.К.Котырло. – Киев, 1987.

2.     Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. – М., 1989. – С. 3-48.

3.     Дружные ребята // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1997.

4.  Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980. – С. 122-137.

5.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

6.Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

7.Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

 

Методические рекомендации:

1.     Описать сущность гуманизма, его роль в современном обществе. Дать основные понятия темы.

2.     Раскрыть специфику проявления у дошкольников доброты, милосердия, отзывчивости, заботливости и др.

3.     Показать содержание воспитания гуманности на основе анализа базисной программы, назвать основные условия, необходимые для его реализации. Описать основные формы и методы работы: беседа, индивидуальное занятие, логические вербальные задачи, педагогические ситуации, специфику их проведения в разных возрастных группах.

4.     Назвать причины детской жестокости: незнание норм и правил поведения, издержки воспитания, эгоцентризм и др., описать систему работы педагога в указанном направлении.

 


 

Вариант 9. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

 

1.  Актуальность проблемы. Понятие полоролевое воспитания.

1.     Психологические особенности девочек и мальчиков.

2.     Задачи и содержание работы воспитателя.

3.     Роль семьи в половом воспитании детей.

 

Литература:

1.     Артюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье. - М., 1988.

2.     Градусова Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков – дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики. - М., 1990.

3.     Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л., 1988.

4.     Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1991.

5.     Колесов А.Д. Беседа о половом воспитании. - М., 1980.

6.     Мухина В.С. К проблеме социального развития ребёнка // Психол. жур., 1980. - Т.1. - № 5. - С. 43-53.

7.     Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М., 1987.

8.     Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования. / Под ред. Т.А.Репиноф. - М., 1978.

9.     Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. - Мн., 1990.

10.                        Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. - М., 1984.

 

Методические рекомендации:

1.     Доказать необходимость полоролевого воспитания на ступени дошкольного детства. Показать сложность и противоречивость этого вопроса (интимность, деликатность освещения проблемы, отсутствие опыта работы в данном направлении и др.). Привести определение полоролевого воспитания.

2.     Дать характеристику психологическим особенностям мальчиков и девочек по следующим проявлениям: общение с одногодками своего и противоположного пола, специфика поведения в деятельности, воздействие коллектива ровесников, понимание других людей, круг интересов и др.

3.     Сформулировать и охарактеризовать задачи воспитания в рамках полоролевого воспитания (формирование представлений по вопросам пола и взаимоотношениях между девочками и мальчиками, формирование переживаний и мотивации как представителя определённого пола, стимулирование проявлений полоролевого поведения в разных видах деятельности). Описать основные приёмы работы воспитателя.

4.     Показать специфику, необходимость и приёмы полоролевого воспитания детей в семье (пример взрослых, включение детей в труд, деятельность по половой принадлежности, выбор игрушек и книг).

 

Вариант 10. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

 

1.     Определение понятия «культура поведения».

2.     Методы и приёмы формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

3.     Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.

4.     Методы и приёмы формирования культуры деятельности и детей дошкольного возраста.

 

Литература:

1.     Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11.

2.     Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5,9.

3.     Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10,11.

4.     Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – Киев, 1988.

5.     Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 2.

6.     Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. – М., 1984.

7.     Островская Л.Ф. Культура поведения – показатель воспитания // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1979.

8.     Островская Л.Ф. Культура речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 3.

9.     Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

10.                        Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости с вами вместе. – М., 1994.

11.                        Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.

12.                         Смирнова Е., Витюк М. Вежливость – первая и самая приятная добродетель // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

13.                        Стрелкова Л.П. Этикет: Иллюстрированный альбом с заданиями для детей дошкольного возраста. – М., 1998.

14.                        Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.

 

Методические рекомендации:

1.     Показать культуру поведения как составную часть общей культуры. Доказать актуальность данной проблемы на современном этапе развития общества. Отметить связь внешней культуры с внутренней. Дать понятие отдельных составляющих культуры поведения: «культурно-гигиенические навыки», «культура общения», «культура деятельности и др.

2.     На основе анализа программы составить перечень требований к культурно-гигиеническим навыкам детей разных возрастных групп. Описать основные методы и приёмы, направленные на их формирование (показ, объяснение необходимости выполнения, пример взрослых и ровесников, чтение художественной литературы и др.).

3.     Рассмотреть составляющие (культура взаимоотношений, культура речи) и основу (уважение к окружающим людям и самому себе) культуры общения. Дать характеристику основным методам и приёмам, способствующим формированию культуры общения.

4.     Перечислить правила, характеризующие культуру деятельности. Назвать методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей.

Вариант 11.Теоретические основы игры детей дошкольного возраста

План

1.     Значение игры в развитии детей дошкольного возраста.

2.     Происхождение игровой деятельности.

3.     Психолого-педагогическая характеристика игры как деятельности.

4.     Виды игр. Современная классификация детских игр.

 

Литература:

1.     Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.

2.     Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. - М., 1975.

3.     Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1978.

4.     Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

5.     Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей. - Мн., 1989.

6.     Михайленко ,Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М., 1990.

7.     Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.

8.     . Панько, Я.Л. Коломинский «Игра в жизни дошкольника», Минск, Нац. Институт образования, 2012

9.     .  Дедулевич, М.Н.  «Не пропустить миг игры» Мозырь, 2002

10.                        . Дубинина, Д.Н. «Игры с картинками для малышей», М., 2009

11.                        Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.  пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001. – 432с.

12.                        Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

Методические рекомендации:

1.     Дать характеристику игре как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста, показать её роль в формировании знаний дошкольника, его нравственном и личностном развитии.

2.     Охарактеризовать теорию Г.В. Плеханова об историческом происхождении игровой деятельности, связать возникновение игры с развитием трудовой деятельности.

3.     Описать особенности игры:  многообразие, эмоциональная насыщенность, свобода и самостоятельность детей, коллективный характер игр и др.

4.     Привести несколько классификаций игр, указывая авторство и основу классификации.

5.     Назвать современные исследования в области теории и методики руководства игровой деятельностью.

 


Вариант 12. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста.

План

1.     Сущность и структура сюжетно-ролевой игры.

2.     Этапы развития сюжетно-ролевых игр.

3.     Формирование культуры игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

4.     Проблемы руководства сюжетно-ролевыми играми в зарубежной и отечественной педагогике.

Литература:

1.     Ивакина, И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. – Пенза, 1995.

2.     Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989. С. 79-94.

3.     Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

4.     Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.

5.     Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей: пособие для педагогов дошкольного учреждения – Мозырь: Содействие, 2014. -152 с

6.     Учебная программа дошкольного образования,МО.РБ,2019 год

7.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:

Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой. – СПБ  : Питер, 2013. – 464 с.: ил

Дополнительная литература:

1.     Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 32-36.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4. – С. 23

Методические рекомендации:

1.     Дать определение сюжетно-ролевой игры, показать её значение в развитии ребёнка дошкольника, назвать педагогов, которые занимаются проблемами, изучения сюжетно-ролевой игры. Охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: тематика, замысел, сюжет, игровые роли, игровые правила, игровые действия.

2. Показать разницу между сюжетно-ролевой игрой младших и старших дошкольников по каждому структурному элементу. Связать эти отличия с возрастными особенностями детей.

3. Описать реальные, деловые и игровые взаимоотношения детей в процессе сюжетно-ролевой игры. Привести примеры совпадения и несовпадения реальных и игровых взаимоотношений в определённом сюжете.

1.     Раскрыть  проблему руководства сюжетно-ролевыми играми в зарубежной и отечественной педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий