Тема «Белорусского театра «Батлейка» в развитии детей дошкольного возраста»

 Галай Г.П., преподаватель педагогики

Батлейка - старейший белорусский народный театр кукол, творчество которого составляет одну из ярчайших страниц в истории народного театрального искусства. Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Вейеет — Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марий, участвующих в средневековых Мистериях. Позже появились интермедии — комедийно-бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Батлейка, как театр появился в Западной Европе в ХV веке. Первыми создателями были церковники, которые для пропаганды христианства театрализовали церковные обряды. Уже с ХI в. куклы становятся частыми участниками подобных представлений. В самой идее создания театра кукол проявилось стремление церкви отделить литургичную инсценировку от актера-лицедея. Из-за актера-лицедея в литургию стали проникать светские элементы драмы, что сильно беспокоило духовенство. Батлейка зародившись на Западе, достигла значительного развития в Польше. Объединение католической и православной церкви в 1596 году по решению Брестской унии сыграло большую роль в распространении батлейки в Беларуси. Иезуиты принесли хорошо организованную систему театрализации церковных обрядов.

   Для показа Батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы-сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон. На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье. Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске). Использовали в представлениях кукол-марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах. Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актёр приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

   Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем. Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора- шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

    В Беларуси Батлейка известна с ХVI века. Вначале она носила религиозный характер. В батлейке разыгрывалась сначала только одна пьеса «Царь Ирод», созданная по библейской легенде. Злой царь Ирод с появлением Христа должен потерять свою царскую власть, поэтому приказывает убить всех новорожденных мальчиков. За что, понес заслуженное наказание.

   Содержанием мистерий были сюжеты из Библии и Евангелия, которые чередовались с интермедиями, комедийно-бытовыми эпизодами) тут играли и народные комедии.

   Представление сопровождалось музыкой. Один и тот же каноничный сюжет довольно быстро надоел зрителям. Чтобы вызвать больший интерес к представлению, батлейщики стали вводить в пьесу «Царь Ирод» интермедии комедийного содержания. Эти интермедии ,наиболее тесно связанные с жизнью, доступные и живые, пользовались у зрителя особой популярностью. Со временем они занимают все большее место в батлеечных представлениях и скоро вытесняют пьесу на каноничный религиозный сюжет. Батлейка приобретает светский характер.

   Искусство Батлейки в Беларуси достигло большого развития и высокого мастерства. В спектаклях участвовало около 40 персонажей, были представлены все типы характеров и фольклорные образы. Имея необходимый набор кукол, батлейщики могли разыгрывать любые сюжеты.

   Репертуар батлейки состоит из трех частей: 1) религиозной, связанной Рождеством Христовым ; 2) самой пьесы «Царь Ирод»; 3) жанровые сцены.

   Прологовые сцены (Рождение Христа, поклонение волхвов, духовные песни, канты и т.д.) сложились уже на самом раннем этапе существования батлейки. Пролог сохранил непосредственную связь с колядными святками. Со временем пролог претерпевал изменения. В начале ХХ века батлейка обходилась лишь малыми сценами пролога. Остался лишь принцип пантомимы- строгая регламентация с отношении слов. Кроме хора право «говорить» имел только Ангел.

   Драма «Царь Ирод», как и сцены пролога, имеет ярко выраженную библейскую основу. Но уже отсутствует связь с колядками. В белоруской батлейке существовало много вариантов драмы. Самым полным считается текст «батлеечного представления былого Витебского повета».

   Особый и очень интересный раздел драматургии народного театра кукол составляет фольклорно-комедийные сцены. Среди сатиричных сцен народного театра кукол особое место занимают «буферные» сцены, сцены-завязки. Такие как «IрадзIада, стары Рыгор I Шчогаль», «Франт I паненка», «Цыган I Цыганка».

Наиболее популярными персонажами народной батлейки были образы Цыгана и Еврея; Еврей ,Солоха, Филимон и его сын Василь(Волковысская батлейка); одним из интереснейшим персонажем многих сцен является Чорт (Новогрудская батлейка); доктор-шарлатан («Мацей I доктар»).

    К шуточно-комедийным сценам можно отнести зарисовку «Антон з казой I АнтонIхай», а в сцене «Скамарох з мядзедзем» прослеживается связь колядным циклом.

   После Октябрьской революции такие народные кукольные театры стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

   Во второй половине ХIХ века наметился постепенный спад батлейки. В начале ХХ века батлейка перестаёт существовать как массовое явление, но иногда служит как живая газета. И несмотря на то что батлейка хоть и пришла в упадок, в ХХ веке произходит несколько значимых выступлений.. Особой популярностью она пользовалась в Минске в 1915 году, в первую мировую войну. Показано 90 представлений подряд. С большим успехом прошли представления белоруской батлейки в 1923 году в Москве в белорусском павильоне на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Продолжали действовать отдельные театры батлейки в Западной Беларуси. Публичные выступления батлейки еще были в 60-х годах ХХ века.

   Профессиональная национальная литература и драматургия широко использует народные и фольклорные сюжеты батлейки. Образы батлейки нашли свое продолжение в драматургии Я.Купалы, Д. Бедули и других писателей.

   Брестский областной театр кукол тоже не обошел своим вниманием балтейку. На сцене театра шли такие балеечные представления, как «Рыгорка-ясная зорка» А.Вертинского, «Братка Асел» С.Ковалёва, «Меч Анёла», «ЗбавIцель» И.Сидорука.ых обрядов.

   В наши дни национальный кукольный театр "Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр-студию "Батлейка". Вместе со своими учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и многие другие.

        Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

         Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Л. Артёмовой, Т. Шишовой и др.

   Не сложно увидеть особенность белорусского народного театра «Батлейка»: он имеет готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

      Театр «Батлейка»  представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества детей дошкольного возраста дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

-творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

-творчество исполнительское (речевое, двигательное);

-творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

      Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

   От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе  батлеечного театра, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в основные действия. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.

Литература:

  1. Шейн, П. В., Вертеп, или бетлейки (батлейки), в его кн.: «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», т. 3, СПБ, 1902;
  2. Бядуля 3., Бэтлейка и Беларускi тэатр, «Вестник Народного Комиссариата просвещения ССРБ», Минск, 1922, №3—4, 11—12;
  3. Барышев Г. И., Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск, 1957.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий