Галай Г.П., преподаватель педагогики
Батлейка - старейший белорусский народный театр кукол, творчество которого составляет одну из ярчайших страниц в истории народного театрального искусства. Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Вейеет — Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марий, участвующих в средневековых Мистериях. Позже появились интермедии — комедийно-бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.
Батлейка, как театр появился в Западной Европе в ХV веке. Первыми создателями были церковники, которые для пропаганды христианства театрализовали церковные обряды. Уже с ХI в. куклы становятся частыми участниками подобных представлений. В самой идее создания театра кукол проявилось стремление церкви отделить литургичную инсценировку от актера-лицедея. Из-за актера-лицедея в литургию стали проникать светские элементы драмы, что сильно беспокоило духовенство. Батлейка зародившись на Западе, достигла значительного развития в Польше. Объединение католической и православной церкви в 1596 году по решению Брестской унии сыграло большую роль в распространении батлейки в Беларуси. Иезуиты принесли хорошо организованную систему театрализации церковных обрядов.
Для показа Батлейки из дерева делали домик
произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные
ярусы-сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной
бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон.
На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к
деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить
персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой,
песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только
единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором,
конферансье. Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в
Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске).
Использовали в представлениях кукол-марионеток на нитках, перчаточные фигурки.
Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах. Батлейка
могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актёр приходил с ней в
деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти.
Получался такой вот своеобразный телевизор.
Представление состояло из двух частей:
религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем.
Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми
сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события
были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора- шарлатана, злого
помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из
народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с
ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке
постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и
житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления
стали вызывать нападки духовных и светских властей.
В Беларуси Батлейка известна с ХVI века.
Вначале она носила религиозный характер. В батлейке разыгрывалась сначала
только одна пьеса «Царь Ирод», созданная по библейской легенде. Злой царь Ирод
с появлением Христа должен потерять свою царскую власть, поэтому приказывает
убить всех новорожденных мальчиков. За что, понес заслуженное наказание.
Содержанием мистерий были сюжеты из Библии и
Евангелия, которые чередовались с интермедиями, комедийно-бытовыми эпизодами)
тут играли и народные комедии.
Представление сопровождалось музыкой. Один и
тот же каноничный сюжет довольно быстро надоел зрителям. Чтобы вызвать больший
интерес к представлению, батлейщики стали вводить в пьесу «Царь Ирод»
интермедии комедийного содержания. Эти интермедии ,наиболее тесно связанные с
жизнью, доступные и живые, пользовались у зрителя особой популярностью. Со
временем они занимают все большее место в батлеечных представлениях и скоро
вытесняют пьесу на каноничный религиозный сюжет. Батлейка приобретает светский
характер.
Искусство Батлейки в Беларуси достигло
большого развития и высокого мастерства. В спектаклях участвовало около 40
персонажей, были представлены все типы характеров и фольклорные образы. Имея
необходимый набор кукол, батлейщики могли разыгрывать любые сюжеты.
Репертуар батлейки состоит из трех частей:
1) религиозной, связанной Рождеством Христовым ; 2) самой пьесы «Царь Ирод»; 3)
жанровые сцены.
Прологовые сцены (Рождение Христа,
поклонение волхвов, духовные песни, канты и т.д.) сложились уже на самом раннем
этапе существования батлейки. Пролог сохранил непосредственную связь с
колядными святками. Со временем пролог претерпевал изменения. В начале ХХ века
батлейка обходилась лишь малыми сценами пролога. Остался лишь принцип
пантомимы- строгая регламентация с отношении слов. Кроме хора право «говорить»
имел только Ангел.
Драма «Царь Ирод», как и сцены пролога, имеет
ярко выраженную библейскую основу. Но уже отсутствует связь с колядками. В
белоруской батлейке существовало много вариантов драмы. Самым полным считается
текст «батлеечного представления былого Витебского повета».
Особый и очень интересный раздел драматургии
народного театра кукол составляет фольклорно-комедийные сцены. Среди сатиричных
сцен народного театра кукол особое место занимают «буферные» сцены,
сцены-завязки. Такие как «IрадзIада, стары Рыгор I Шчогаль», «Франт I паненка»,
«Цыган I Цыганка».
Наиболее
популярными персонажами народной батлейки были образы Цыгана и Еврея; Еврей
,Солоха, Филимон и его сын Василь(Волковысская батлейка); одним из
интереснейшим персонажем многих сцен является Чорт (Новогрудская батлейка);
доктор-шарлатан («Мацей I доктар»).
К
шуточно-комедийным сценам можно отнести зарисовку «Антон з казой I АнтонIхай»,
а в сцене «Скамарох з мядзедзем» прослеживается связь колядным циклом.
После Октябрьской революции такие народные
кукольные театры стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения
коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние
зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.
Во второй половине ХIХ века наметился
постепенный спад батлейки. В начале ХХ века батлейка перестаёт существовать как
массовое явление, но иногда служит как живая газета. И несмотря на то что
батлейка хоть и пришла в упадок, в ХХ веке произходит несколько значимых
выступлений.. Особой популярностью она пользовалась в Минске в 1915 году, в
первую мировую войну. Показано 90 представлений подряд. С большим успехом
прошли представления белоруской батлейки в 1923 году в Москве в белорусском
павильоне на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Продолжали действовать
отдельные театры батлейки в Западной Беларуси. Публичные выступления батлейки
еще были в 60-х годах ХХ века.
Профессиональная национальная литература и
драматургия широко использует народные и фольклорные сюжеты батлейки. Образы
батлейки нашли свое продолжение в драматургии Я.Купалы, Д. Бедули и других
писателей.
Брестский областной театр кукол тоже не
обошел своим вниманием балтейку. На сцене театра шли такие балеечные
представления, как «Рыгорка-ясная зорка» А.Вертинского, «Братка Асел»
С.Ковалёва, «Меч Анёла», «ЗбавIцель» И.Сидорука.ых обрядов.
В наши дни национальный кукольный театр
"Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными
энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской
области создала музей и театр-студию "Батлейка". Вместе со своими
учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна
Радзивилл" и многие другие.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается
связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается
фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления
личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Наиважнейшим
видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Вопросы, связанные с организацией и
методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах
отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л.
Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой,
Л. Артёмовой, Т. Шишовой и др.
Не сложно увидеть особенность белорусского народного театра «Батлейка»:
он имеет готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена
текстом воспроизведения.
Театр «Батлейка» представляет собой богатейшее поле для
творчества детей. Развитие творчества детей дошкольного возраста дело сложное,
но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности
проявляется в трёх направлениях:
-творчество продуктивное (сочинение
собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
-творчество исполнительское
(речевое, двигательное);
-творчество оформительское
(декорации, костюмы и т. д.).
Театрализованная деятельность не появится
сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому
коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно
читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но
и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского
мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению
его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную
деятельность детей.
От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе батлеечного театра, формирование интереса к
игре, импровизации, желание включиться в основные действия. Так же воспитатель
учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями
«оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими
участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности
выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя
деятельность других детей.
Литература:
- Шейн, П. В., Вертеп, или бетлейки (батлейки), в его кн.: «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», т. 3, СПБ, 1902;
- Бядуля 3., Бэтлейка и Беларускi тэатр, «Вестник Народного Комиссариата просвещения ССРБ», Минск, 1922, №3—4, 11—12;
- Барышев Г. И., Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск, 1957.
Комментариев нет:
Отправить комментарий