Бунос КристинаМихайловна
учащаяся учебной группы ДО-171зп,
заочной формы получения образования
Аннотация
Тема курсовой работы раскрыта полно и
последовательно. Изложение текста курсовой работы выдержано в научном стиле.
Освещена актуальность проблемы, дан ее глубокий анализ. Изложение текста
подтверждено научными исследованиями педагогов - классиков и современными
педагогами, с оформлением соответствующих ссылок. В ходе
исследования и изучения литературы логично доказано влияние организации экономического воспитания на
формирования личности детей дошкольного возраста, на оптимизацию и повышение
качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации и ориентации детей дошкольного возраста на
усвоение доступных экономических понятий.
При написании выводов грамотно демонстрирует свою авторскую позицию.
Курсовая работа представлена в сокращенной форме.
Преподаватель педагогики Галай Г.П.
Экономическое
воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе развития
экономических отношений в Республике Беларусь в последнее время стала очень
актуальна. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека
особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных
проблем. В условиях нового уровня экономических преобразований происходят
активные изменения во всех сторонах общественной жизни, и, как следствие,
повышение требований к социально-экономическому образованию и воспитанию
подрастающего поколения. Об этом рассуждали в своих трудах известные философы
Аристотель и Платон, экономисты, а также педагоги, которые делают установку на
самостоятельность, уверенность в себе, грамотный подход (Е.Н. Табих, Л.Д.
Глазырина, Е.А. Курак, И. Селиванова, А.Д. Шатилова.
Приобщение ребенка к миру экономической
действительности – одна из сложных и то
же время важных проблем. Осуществляя экономическое образование в дошкольном
возрасте, решаются задачи всестороннего
развития личности. Эта глобальная социальная проблема может быть решена только
сообща родителями и педагогическими коллективами.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста можно определить, как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и качеств личности и достижения экономических благ достойным трудом.
В научных исследованиях последних лет А.Д. Шатовой, Е.А. Курак , Л.И. Галкиной и др., посвящённых экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируют внимание на подборе доступных для ребёнка знаний из области экономики. А Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что делали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир , облагораживающий мир».
Одним из эффективных средств знакомства
детей со сложным миром экономики является игровая деятельность, способствующая
расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, которая содействует
удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации
межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка.
А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина
своей страны».
Для системной работы по формированию основ экономической культуры можно
определить следующие направления
педагогической деятельности:
- внедряются во все сферы жизни точечно и хаотично;
- не достаточная взаимосвязь образовательных областей с разнообразными видами детской деятельности;
- тормозит информационные и практические процессы познания;
- снижает познавательный интерес и речевую активность;
- затрудняет формирование «устойчивого развития».
Анализируя
данное положение дел, можно столкнуться с проблемой в существовании недостаточного
комплексного подхода в экономическом воспитании, с учётом возможностей и
возраста детей. Ведь, известно, что лишь при соответствующем уровне воспитания
и образования, человек может быть экономически грамотным, что является
показателем общего уровня развития общества.
Был изучен опыт работы учреждения
дошкольного образования «Ясли-сад №31 ОАО «Беларуськалий» г.Солигорска», в
котором проводилась системная работа педагогического коллектива по реализации
формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Составленный
перспективный плана сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием позволил
педагогам на практике обогатить и разнообразить сюжеты, роли, игровые действия,
стимулировать творческую активность и познавательный интерес воспитанников к
экономическим процессам.
Для
реализации перспективного плана необходимо было обеспечить творческую
предметно-развивающую среду, которая имеет вариативность и многофункциональность
экономических атрибутов, дидактических игр, лэпбуков: «Список покупок», «Наполни
кошелек», «Отходы в доходы», «Берегите воду», «Моя квартира», «Зонтик
гнома-эконома» и другие.
В
дальнейшем этот комплекс сюжетно-дидактических и развивающих игр дал почву для
создания многофункциональных, с использованием вариативности, постоянного
пополнения и обогащения, сюжетно-ролевых игр экономического содержания, таких
как: «Семья», «Мини-кафе – Вяселка», «Большая стирка», «Школа», «Творческая
Мастерская» и др.
Например,
сюжетно-ролевая игра «Семья» пополнилась корпусной мебелью. Сюжетно-ролевая игра
«Кухня» – наборами овощей и посуды, столовыми приборами, «мойкой». «Мини-кафе –
Вяселка» – креативной вывеской, разнообразными наборами кухонной посуды,
«пирожными», «тортами», «денежными знаками», меню с ценами, которые
изготовлены. Приобретение кухонной плиты
с подсветкой и звуком готовящейся еды, способствовало пополнению представлений детей об
электроприборах и правилах экономного энергосбережения семейного бюджета. В
игре «Большая стирка», открылись новые цеха «Ремонт одежды», «Офис маркетинга»,
и «Склад бытовой химии». Дополнение комплектом игр с экономическим содержанием,
усложнением на основе интеллектуальных задач, моделирования, трансформируя
атрибуты и изменяя руководство игрой в «Супермаркет», «Дом быта», «Ярмарка –
рынок», «Мастерская художника», «Библиотека», «Монополия» позволило для более
широко знакомства с экономическими понятиями: бюджет, деньги, цена, качество и
т. д.
Такой
разносторонний подход к изготовлению игр в дальнейшем позволит: развить навыки
поведения в быту, умение планировать свой бюджет, брать роли на себя,
сотрудничать, быть находчивыми, решительными, осуществлять операции: «купли –
продажи»; воспроизводить трудовые действия; решать проблемно-практические
задачи. В таких играх активно протекает развитие: речевого этикета, умение
высказывать свое мнение, доказательство, обогатится активный словарь и др.
Параллельно с формированием предметно-развивающей среды в УДО следует проводилась работа по обогащению уровня экономической осведомленности детей группы, игры во многом определяются их информированностью в сферах жизни. Для этого использовались разнообразные формы, методы, приемы образовательной деятельности:
- целевые прогулки и экскурсии (дают возможность удовлетворить интерес к экономическим процессам в повседневной жизни на основе принципа наглядности);
- тематические беседы, рассуждения (выясняют мнение, вовлекают в диалог, вызывают речевую активность);
- дидактические игры (побуждают к игровым действиям и поведению, организованности, развивают логическое мышление, память, зрительное восприятие);
- опыты и эксперименты (способствуют доказать или опровергнуть гипотезу, установить причинно-следственные связи, делать выводы);
- рассматривание (иллюстраций, картин, плакатов, моделей, макетов, видеоматериалов экономического содержания);
- художественная литература, загадки, пословицы, поговорки, экономические сказки, инсценировки, обыгрывания сюжетов (отрабатывает выразительность роли в сюжетно-ролевых играх экономической направленности);
- изготовление атрибутов для игр, с привлечением родителей (позволяет беречь результаты своего труда, освоить технологические карты, воспитать трудолюбие);
- продуктивная деятельность (результаты используются в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, развивает творчество).
Отдельно следует отметить использование в педагогической практике принципа интеграции на занятиях, объединенных одной темой, где решаются задачи разных образовательных областей: так, например, при изучении темы «Вода», использовать исследовательскую работу в образовательной процессе, на основе наблюдений и сравнений (например, провести серию занятий на тему «Добрый след»,); Занятие «Нам всем нужна вода» (Приложение 8), художественную литературу, загадки, речевые игры; наблюдение за обитателями живого уголка в группе; слушание музыкальных произведений, подвижные игры и др. Также занятия помогут изучить тему более глубоко, задействовать все органы чувств, поддерживать познавательный интерес.
Воспитанники ежедневно обмениваются полученной информацией, результатами, впечатлениями, высказывают суждения, делают выводы, вносят в процесс сюжетно-ролевой игры новизну, тем самым ее, совершенствуя и обогащая, озадачивают своих родителей в изготовлении дополнительных атрибутов. У многих формируются полезные привычки: не разбрызгивать воду при умывании, беречь игрушки и одежду, заботится о растениях, живых объектах, напоминать взрослым выключать свет, без необходимости не использовать бытовые приборы и т. д. Для помощи родителям целесообразно создать памятку по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а также рекомендации по экономному использованию электричества, воды и тепла.
Обратив внимание
на активную работу педагогов в данном направлении, родители не остались в
стороне, а стали непосредственными участниками. Ведь семья – это «реальная
экономия», и в ней «дети не учатся жить, а живут» (Е.А. Арник).
Поступки
родителей, их отношение к деньгам и вещам, привлечение к грамотному ведению
домашнего хозяйства, уважительному отношению к труду, способов и правил
экономии и бережливости, усваивается особенно прочно именно в семье.
Действительно,
малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с
деньгами, рекламой, бюджетом, покупками и др., овладевают информацией об
элементах «хозяйствования» на житейском уровне, но часто в искаженном виде.
Но
при анкетировании «Экономика в семье» в экспресс-опросе, общении с семьями,
стало очевидно, что родители в теории понимают необходимость и полезность
обучения экономической грамотности, но на практике слабо содействуют воспитанию
начал разумного отношения и общения в экономической жизни.
Одни
из причин – недостаточная экономическая грамотность и мотивация родителей.
В связи с этим были определены основные направления работы с семьями:
- информационное обеспечение;
- участие в мероприятиях учреждения дошкольного образования детей и родителей;
- совместное пополнение игровой среды.
В
общении за круглым столом познакомили родителей с направлениями работы,
способами формами их реализации. Для более эффективной и всесторонней работы по
экономическому воспитанию детей в семье, подготовили и провели цикл консультаций, анкетирование, дали советы
на темы: «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономная семья – папа,
мама, я», «Зелёная экономика» и др. Удачной
формой взаимодействия с семьями воспитанников стало проведение родительского
собрания в форме семейной гостиной «Учимся быть бережливыми», которое проходило
с проведением игрового упражнения «Приветствие Гномов-Экономов», информбюро «Из
истории экономики»; интерактивной игры «Банк экономических идей»; открытый
микрофон «Семейная экономика» и др. Так, на базе учреждения дошкольного
образования ясли-сад № 31 «Вяселка» вниманию родителей были предоставлены
буклеты, листовки, памяток по экономии света, воды, тепла, бумаги и т. д.
Особенно
родителей заинтересовала такая форма взаимодействия между семьями, как обмен
семейного опыта: «А у нас…», «Маленькие хитрости», «Уютный дом».
В
результате комплексного подхода, использование разнообразных форм работы с
семьей, творческих задач, активного взаимодействия - у родителей расширился
кругозор, повысилась мотивация и заинтересованность в эффективной плодотворной
работе.
Таким образом, апробация игровой деятельности, обогащенной экономическим содержанием, позволит осуществить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению необходимых жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Создание
условий, использование разнообразных методов и приемов, активное руководство
игровой деятельностью положительно воздействует на формирование основ
экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Педагогическая система данного учреждения дошкольного образования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста дала положительные результаты. В основе деятельности был положен комплексный подход, активизировалась познавательная деятельность и речевая активность воспитанников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали более бережно относятся к игрушкам, предметам окружения, выполнять элементарные правила экономии, понимая, что ресурсы небезграничны.
Приобщая
воспитанников к экономике, особенно используя игровую деятельность, воспитатели
УДО помогают ему стать самостоятельным, ценить свой и чужой труд, отличать
истинные ценности от мнимых. Дети в будущем будут лучше преодолевать жизненные
трудности, т.е. станут социально адаптированными, успешными, экономически
грамотными людьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий