Экономическое воспитание детей в семье и учреждении дошкольного образования

Бунос КристинаМихайловна

учащаяся учебной  группы ДО-171зп,

заочной формы получения образования

Аннотация

Тема курсовой работы раскрыта полно и последовательно. Изложение текста курсовой работы выдержано в научном стиле. Освещена актуальность проблемы, дан ее глубокий анализ. Изложение текста подтверждено научными исследованиями педагогов - классиков и современными педагогами, с оформлением соответствующих ссылок. В ходе исследования и изучения литературы логично доказано влияние  организации экономического воспитания на формирования личности детей дошкольного возраста, на оптимизацию и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации  и ориентации детей дошкольного возраста на усвоение доступных экономических понятий. При написании выводов грамотно демонстрирует свою авторскую позицию. Курсовая работа представлена в сокращенной форме.

Преподаватель педагогики Галай Г.П.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе развития экономических отношений в Республике Беларусь в последнее время стала очень актуальна. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. В условиях нового уровня экономических преобразований происходят активные изменения во всех сторонах общественной жизни, и, как следствие, повышение требований к социально-экономическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. Об этом рассуждали в своих трудах известные философы Аристотель и Платон, экономисты, а также педагоги, которые делают установку на самостоятельность, уверенность в себе, грамотный подход (Е.Н. Табих, Л.Д. Глазырина, Е.А. Курак, И. Селиванова, А.Д. Шатилова.

 Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и то же время важных проблем. Осуществляя экономическое образование в дошкольном возрасте,  решаются задачи всестороннего развития личности. Эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста можно определить, как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и качеств личности и достижения экономических благ достойным трудом.

В научных исследованиях последних лет А.Д. Шатовой, Е.А. Курак , Л.И. Галкиной и др., посвящённых экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируют внимание на подборе доступных для ребёнка знаний из области экономики. А Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что делали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир , облагораживающий мир».

Одним из эффективных средств знакомства детей со сложным миром экономики является игровая деятельность, способствующая расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, которая содействует удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».

Для системной работы по формированию основ экономической культуры можно определить следующие направления педагогической деятельности:

  • внедряются во все сферы жизни точечно и хаотично;
  • не достаточная взаимосвязь образовательных областей с разнообразными видами детской деятельности;
  • тормозит информационные и практические процессы познания;
  • снижает познавательный интерес и речевую активность;
  • затрудняет формирование «устойчивого развития». 

Анализируя данное положение дел, можно столкнуться с проблемой в существовании недостаточного комплексного подхода в экономическом воспитании, с учётом возможностей и возраста детей. Ведь, известно, что лишь при соответствующем уровне воспитания и образования, человек может быть экономически грамотным, что является показателем общего уровня развития общества.

Был изучен опыт работы учреждения дошкольного образования «Ясли-сад №31 ОАО «Беларуськалий» г.Солигорска», в котором проводилась системная работа педагогического коллектива по реализации формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

Составленный перспективный плана сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием позволил педагогам на практике обогатить и разнообразить сюжеты, роли, игровые действия, стимулировать творческую активность и познавательный интерес воспитанников к экономическим процессам.

Для реализации перспективного плана необходимо было обеспечить творческую предметно-развивающую среду, которая имеет вариативность и многофункциональность экономических атрибутов, дидактических игр, лэпбуков: «Список покупок», «Наполни кошелек», «Отходы в доходы», «Берегите воду», «Моя квартира», «Зонтик гнома-эконома» и другие.

В дальнейшем этот комплекс сюжетно-дидактических и развивающих игр дал почву для создания многофункциональных, с использованием вариативности, постоянного пополнения и обогащения, сюжетно-ролевых игр экономического содержания, таких как: «Семья», «Мини-кафе – Вяселка», «Большая стирка», «Школа», «Творческая Мастерская» и др. 

Например, сюжетно-ролевая игра «Семья» пополнилась  корпусной мебелью. Сюжетно-ролевая игра «Кухня» – наборами овощей и посуды, столовыми приборами, «мойкой». «Мини-кафе – Вяселка» – креативной вывеской, разнообразными наборами кухонной посуды, «пирожными», «тортами», «денежными знаками», меню с ценами, которые изготовлены. Приобретение кухонной плиты с подсветкой и звуком готовящейся еды,  способствовало пополнению представлений детей об электроприборах и правилах экономного энергосбережения семейного бюджета. В игре «Большая стирка», открылись новые цеха «Ремонт одежды», «Офис маркетинга», и «Склад бытовой химии». Дополнение комплектом игр с экономическим содержанием, усложнением на основе интеллектуальных задач, моделирования, трансформируя атрибуты и изменяя руководство игрой в «Супермаркет», «Дом быта», «Ярмарка – рынок», «Мастерская художника», «Библиотека», «Монополия» позволило для более широко знакомства с экономическими понятиями: бюджет, деньги, цена, качество и т. д.

Такой разносторонний подход к изготовлению игр в дальнейшем позволит: развить навыки поведения в быту, умение планировать свой бюджет, брать роли на себя, сотрудничать, быть находчивыми, решительными, осуществлять операции: «купли – продажи»; воспроизводить трудовые действия; решать проблемно-практические задачи. В таких играх активно протекает развитие: речевого этикета, умение высказывать свое мнение, доказательство, обогатится активный словарь и др.

Параллельно с формированием предметно-развивающей среды в УДО следует проводилась работа по обогащению уровня экономической осведомленности детей группы, игры во многом определяются их информированностью в сферах жизни. Для этого использовались разнообразные формы, методы, приемы образовательной деятельности:

  • целевые прогулки и экскурсии (дают возможность удовлетворить интерес к экономическим процессам в повседневной жизни на основе принципа наглядности);
  • тематические беседы, рассуждения (выясняют мнение, вовлекают в диалог, вызывают речевую активность);
  • дидактические игры (побуждают к игровым действиям и поведению, организованности, развивают логическое мышление, память, зрительное восприятие);
  • опыты и эксперименты (способствуют доказать или опровергнуть гипотезу, установить причинно-следственные связи, делать выводы);
  • рассматривание (иллюстраций, картин, плакатов, моделей, макетов, видеоматериалов экономического содержания);
  • художественная литература, загадки, пословицы, поговорки, экономические сказки, инсценировки, обыгрывания сюжетов (отрабатывает выразительность роли в сюжетно-ролевых играх экономической направленности);
  • изготовление атрибутов для игр, с привлечением родителей (позволяет беречь результаты своего труда, освоить технологические карты, воспитать трудолюбие);
  • продуктивная деятельность (результаты используются в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, развивает творчество). 

Отдельно следует отметить использование в педагогической  практике принципа интеграции на занятиях, объединенных одной темой, где решаются задачи разных образовательных областей: так, например, при изучении темы «Вода», использовать исследовательскую работу в образовательной процессе, на основе наблюдений и сравнений (например, провести  серию занятий на тему «Добрый след»,); Занятие «Нам всем нужна вода» (Приложение 8), художественную литературу, загадки, речевые игры; наблюдение за обитателями живого уголка в группе; слушание музыкальных произведений, подвижные игры и др. Также занятия помогут изучить тему более глубоко, задействовать все органы чувств, поддерживать познавательный интерес.

Воспитанники ежедневно обмениваются полученной информацией, результатами, впечатлениями, высказывают суждения, делают выводы, вносят  в процесс сюжетно-ролевой игры новизну, тем самым ее, совершенствуя и обогащая, озадачивают своих родителей в изготовлении дополнительных атрибутов. У многих формируются  полезные привычки: не разбрызгивать воду при умывании, беречь игрушки и одежду, заботится о растениях, живых объектах, напоминать взрослым выключать свет, без необходимости не использовать бытовые приборы и т. д.  Для помощи родителям  целесообразно создать памятку по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а также  рекомендации по экономному использованию электричества, воды и тепла.

Обратив внимание на активную работу педагогов в данном направлении, родители не остались в стороне, а стали непосредственными участниками. Ведь семья – это «реальная экономия», и в ней «дети не учатся жить, а живут» (Е.А. Арник).

Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам, привлечение к грамотному ведению домашнего хозяйства, уважительному отношению к труду, способов и правил экономии и бережливости, усваивается особенно прочно именно в семье.

Действительно, малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, бюджетом, покупками и др., овладевают информацией об элементах «хозяйствования» на житейском уровне, но часто в искаженном виде.

Но при анкетировании «Экономика в семье» в экспресс-опросе, общении с семьями, стало очевидно, что родители в теории понимают необходимость и полезность обучения экономической грамотности, но на практике слабо содействуют воспитанию начал разумного отношения и общения в экономической жизни.

Одни из причин – недостаточная экономическая грамотность и мотивация родителей.

В связи с этим были  определены основные направления работы с семьями:

  • информационное обеспечение;
  • участие в мероприятиях учреждения дошкольного образования детей и родителей;
  • совместное пополнение игровой среды. 

В общении за круглым столом познакомили родителей с направлениями работы, способами формами их реализации. Для более эффективной и всесторонней работы по экономическому воспитанию детей в семье, подготовили и провели  цикл консультаций, анкетирование, дали советы на темы: «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономная семья – папа, мама, я», «Зелёная экономика» и др. Удачной формой взаимодействия с семьями воспитанников стало проведение родительского собрания в форме семейной гостиной «Учимся быть бережливыми», которое проходило с проведением игрового упражнения «Приветствие Гномов-Экономов», информбюро «Из истории экономики»; интерактивной игры «Банк экономических идей»; открытый микрофон «Семейная экономика» и др. Так, на базе учреждения дошкольного образования ясли-сад № 31 «Вяселка» вниманию родителей были предоставлены буклеты, листовки, памяток по экономии света, воды, тепла, бумаги и т. д.

Особенно родителей заинтересовала такая форма взаимодействия между семьями, как обмен семейного опыта: «А у нас…», «Маленькие хитрости», «Уютный дом».  

В результате комплексного подхода, использование разнообразных форм работы с семьей, творческих задач, активного взаимодействия - у родителей расширился кругозор, повысилась мотивация и заинтересованность в эффективной плодотворной работе.

Таким образом, апробация игровой деятельности, обогащенной экономическим содержанием, позволит осуществить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению необходимых жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Создание условий, использование разнообразных методов и приемов, активное руководство игровой деятельностью положительно воздействует на формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

Педагогическая система данного  учреждения дошкольного образования  по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста дала положительные результаты. В основе деятельности был положен комплексный подход, активизировалась познавательная деятельность и  речевая активность воспитанников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они  стали более бережно относятся к игрушкам, предметам окружения, выполнять элементарные правила экономии, понимая, что ресурсы небезграничны.

Приобщая воспитанников к экономике, особенно используя игровую деятельность, воспитатели УДО помогают ему стать самостоятельным, ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети в будущем будут лучше преодолевать жизненные трудности, т.е. станут социально адаптированными, успешными, экономически грамотными людьми.




Комментариев нет:

Отправить комментарий