Особенности культуры педагогической деятельности

 

Галай Г.П., преподаватель педагогики

Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура"¹ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". В понятие "культура личности" мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека
можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научно-техническую культуру.

Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень владения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству психологов (Э.Торндайка и др.)², характеризует также уровень развития интеллекта. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могу непосредственно и не относиться к конкретной его специальности.

Помимо названных выше сторон культуры человека и общества существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе­тентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практичес­кой готовности в целостной структуре личности и характери­зует его профессионализм (Л.И. Мищенко).

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо­дель компетентности педагога, отображая научно обоснован­ный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретичес­кого и практического опыта.

Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено, поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-цен­ностного отношения к педагогической действительности. Вза­имосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последую­щие невозможны без предшествующих.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, имеется в виду, что усвое­ние знании (накопление информационного фонда) — не само­цель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии"¹, т.е. умений и навыков — главного критерия про­фессиональной готовности.

В каком соотношении находятся профессиональная компе­тентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. От­вергая утверждения о предопределенности педагогического мас­терства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это знание педагогического процес­са, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педаго­гической техники, в то время как это лишь один из внешне про­являющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение пе­дагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мас­тер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из  молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит наше­го дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионально­го мастерства. Таким источником является только труд, осмыс­ленный с точки зрения его сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Н.В. Кузьмина (1989) предлагает выделять три уровня дея­тельности учителя:

- мастерства нет, но, тем не менее, какие-то компоненты в деятельности учителя и его личности обусловливают возмож­ность ее осуществления;

- про такого учителя говорят: "хороший учитель", "по­чти мастер", но по каким-то признакам его не считают масте­ром;

- учителя характеризуют как мастера своего дела.

Учителя-мастера выгодно отличаются от не мастеров преж­де всего характером конструктивной деятельности. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знании ученика и тот результат, который они хо­тя) получить через несколько лет.

Многие педагоги наибольшие трудности испытывают в ор­ганизаторской и коммуникативной деятельности, но эти труд­ности как бы запрограммированы неумением предвидеть и предотвратить системой мер возможные затруднения; незнанием, с помощью каких действии можно подойти к ко­нечному результату, какой должна быть последовательность этих действий.

Исследованиями установлены характерные отличия в зна­ниях учителей первой и третьей группы. "Знание предмета" и мастера, и не мастера выдвигают на первое место. Но если не мастера далее называют "знание методики преподавания", то учителя-мастера — "знание психологии детей". Именно в качественных и структурных отличиях в знаниях разных учи­телей, по утверждению Н.В. Кузьминой, отмечается нетождественностъ опытности (стажа работы) и мастерства. "Знание психологии детей" опытных учителей тоже не является веду­щим в структуре знаний. Таким образом, коренным отличием структур знаний учителей-мастеров являются знание психо­логии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на объяснение и на каждое действие. В свою очере­дь. знание психологии детей проявляется в самом педагоги­ческом действии учителя. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,  в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это - желание учиться, вдох­новение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.

Итак, профессиональная компетентность педагога, высту­пая условием становления и развития его педагогического мас­терства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабаты­вается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии (Е.В, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест­влении педагогической деятельности. В ее "живом" реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос­ти педагога. Наши исследования показали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характери­зующей цельность его облика.

В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Однако,  названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой - они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым,¹ т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

В общем виде психолого-педагогические знания определе­ны учебными программами. Отражая единство содержательной и операциональной структур педагогической деятельности, психолого-педагогическая подготовка будущего педагога пред­полагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего педагога в первом своем приближении моделирует и реализует методологию, теорию и технологию педагогической деятельности, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления педагога.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но далеко не достаточное условие про­фессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков.

 

Литература

1.     Настольная книга преподавателя/ Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн: «Соврем. слово»,2005. – 544с.

2.     Занина, Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства./ Серия «Учебники. Учебные пособия». -  Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288с.

3.     Кашлев С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учеб. пособие: В,3ч Ч 1/ С.С. Кашлев. – Мн: Зорны верасень,2005.124с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий