Формирование безопасного поведения учащихся как компонента профессионально-педагогической подготовки

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Особенно остро она проявляется в дорожном движении, где человеческий фактор играет решающую роль в предупреждении дорожно-транспортных происшествий. 
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий во всём мире становятся 1,2 млн. человек, а около 50 млн. получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд. долларов в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году дорожно-транспортные происшествия будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.
В колледж поступают учащиеся с разных регионов нашей республики. Молодёжь в возрасте от 16 до 20 лет. Им приходиться адаптироваться к новым социальным условиям. Учащиеся становятся активными участниками дорожного движения. Для них характерны постоянные передвижения не только в рамках города, но и за его пределами с использованием различного транспорта.
Учащиеся учреждения образования – это будущие педагоги. Им предстоит в профессиональной деятельности обучать юное поколение правилам безопасного поведения на улице, формировать осознанное отношение к их соблюдению.
С целью формирования позитивного отношения к соблюдению Правил дорожного движения, повышения культуры учащихся как участников дорожного движения разработан проект «Формирование безопасного поведения как компонента профессионально-педагогической подготовки». Спланирована система работы по его реализации.
В учреждении образования для учащихся первого года обучения организован факультативный курс «Правила дорожного движения» в объёме десяти учебных часов. В результате изучения курса у учащихся формируется:
- полное представление о роли и значении правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения;
- понимание требований правил дорожного движения ко всем участникам дорожного движения;
формирование позитивного отношения учащихся к соблюдению правил дорожного движения;
- повышения культуры поведения как участников дорожного движения;
- воспитание у будущих педагогов навыков адекватного поведения на дороге, в транспорте в неожиданных различных ситуациях.
В процессе изучения курса обеспечивается воспитание у учащихся ответственности за соблюдение правил, развивается словесно-логическая память, критическое мышление. Методика преподавания данного факультативного курса основывается на личностно ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса.
Целенаправленная работа с учащимися по повышению культуры безопасного поведения учащихся как участников дорожного движения, проводится и во внеурочное время с использованием разнообразных интерактивных форм проведения мероприятий. Практикуется проведение бесед, лекций, открытых диалогов, конкурсов творческих работ учащихся. Большую помощь в организации мероприятий оказывает инспектор ГАИ Солигорского РОВД Адамович Сергей Иванович. Его выступления содержательны и актуальны, привлекают внимание и интерес учащихся к проблеме дорожно-транспортного травматизма. Он постоянный участник «круглых столов», дискуссий по результатам просмотра видеофильмов и других практико-ориентированных мероприятий. В беседе с инспектором ГАИ на тему «XXI - проблема дорожно-транспортного травматизма» учащихся интересуют вопросы по проблемам дорожно-транспортного травматизма региона и путям его снижения. Открытый диалог с непосредственным специалистом позволяет учащимся актуализировать знания по данной тематике и относится более внимательно и осознанно к соблюдению правил дорожного движения.
Результативной формой привлечения внимания учащихся к проблеме дорожно-транспортного травматизма и его профилактике, актуализации знаний учащихся по правилам дорожного движения стал ежегодный конкурс «Стой! Внимание! Иди!» «Внимание, пешеход!». В конкурсе активно участвуют группы нового набора.
Для проведения конкурса разработано Положение и проведена организационно-управленческая и агитационная работа с учащимися и кураторами учебных групп. В рамках данного конкурса проводятся различные мероприятия, в том числе и конкурс творческих работ. Учащиеся выражают свое отношение к данной проблеме, представляя на конкурс тематические газеты, плакаты, литературное творчество, видеоролики и др.
Учащиеся находят актуальные ситуации по дорожно-транспортному травматизму, проводят анализ возможных причин происшествий.
Одной из удачных формой представления творческих работ учащихся дошкольной специальности стало презентация папки-раскладушки в помощь родителям, в которой были представлены наиболее доступные для дошкольников знаки дорожного движения, игры, правила поведения на улице.
Представленная развивающая игра для детей дошкольного возраста «Азбука безопасности», включала вопросы по ПДД, загадывание загадок, узнавание дорожных знаков, выполнение практических заданий, что позволяет повторить, обобщить знания у детей по дорожному движению.
Все творческие работы учащихся имели определенный познавательно-воспитательный потенциал.
При оценивании творческих работ учитывается содержательность и соответствие тематике, оригинальность, художественное исполнение, качество исполнения, творческий подход.
Проведение конкурса позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по правилам безопасного поведения на дороге.
С целью инициации и популяризации практического опыта учащихся колледжа, формирования осознанного поведения на дороге регулярно проводятся Дни и Недели безопасности дорожного движения. Актив учебных групп разрабатывает программу дня, вывешивают красочное объявление. В программе данных мероприятий планируется просмотр и анализ видеофильмов «Человек. Автомобиль. Дорога», «Уступи дрогу – жизни». Панорама видеороликов «Безопасный переход», выставка творческих работ учащихся 1-2 курсов. Кураторские часы «Сохрани себе жизнь» и другие.
Свои впечатления от просмотра фильмов учащиеся отмечают:
- «При просмотре видеофильма я была в какой-то мере в шоке. Водители элементарно не соблюдают правила дорожного движения, Это приводит к трагедии, а ведь жизнь – это дар, который надо беречь».
- «Я сделала вывод, что на дороге должно быть взаимопонимание, как со стороны водителей, так и пешеходов. Дорога не прощает ошибок!».
Интересной формой актуализации знаний по истории возникновения транспорта, дорожных знаков, современным правилам дорожного движения является проведение викторины «Это должен знать каждый».
С целью профилактики дорожно-транспортного травматизма проводится защита маршрута «Дом колледж - дом», «Общежитие - колледж - общежитие». Подобные профилактические акции позволяют привлечь внимание к проблеме дорожного травматизма.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма с учащимися продолжается, носит систематический и плановый характер. Учащиеся ежегодно принимают активное участие в областном проекте «Дорожный следопыт».

Комментариев нет:

Отправить комментарий