Открытый урок “Белорусская кухня и традиции воспитания”


Тема «Белорусская кухня – традиции воспитания»
Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: Педагогическая мастерская.
Технология: Личностно-ориентированная модель взаимодействия.
Методическая цель: Обеспечить более полное усвоение специфических черт белорусской кухни, ее влияние на формирование личности подрастающего поколения и повышение уровня познавательной активности учащихся на основе моделирования и конструирования проекта деятельности учебного занятия.
Цели обучения: Организовать активную деятельность учащихся по усвоению учебного материала по теме «Белорусская кухня – традиции воспитания».
На уровне представления: Различать особенности развития белорусской национальной кухни в разные исторические этапы, прослеживать ее связь с проблемой семейного воспитания молодежи.
На уровне понимания: Расширить и систематизировать знания учащихся о специфических чертах белорусской кухни национальной кухни, ее влиянии на формирование личности.
На уровне применения: Знать технологию приготовления отдельных белорусских блюд, владеть приемами формирования культуры поведения за столом у детей, этикет поведения за столом.
Цели развития: Содействовать развитию мыслительных процессов, личностно-смыслового отношения к проблеме, активному участию в мероприятии.
Цели воспитания: Воспитать бережное отношение к белорусским традициям и обычаям воспитания, материальной культуре, к которой относится национальная кухня; уважать традиции воспитания белорусского народа.
Продолжительность: 1 час 20 минут.
Оформление и оборудование:
1. Кабинет украшен плакатами с надписями: «Хлеб - всему голова»;
2. 3 стола сдвинуты, стоят по центру; остальные столы стоят буквой «п» и расположены по краю кабинета;
3. Скатерти и полотенца, украшенные белорусским орнаментом; салфетки, глиняная и деревянная посуда для блюд (кувшины, горшки, миски, солонки), ёмкости из лозы (корзины, хлебница);
4. Видео презентации;
5. Выставка литературы по теме учебного занятия. 
Подготовительная работа:
1. Целеполагание — постановка целей и задач будущего мероприятия.
2. Создание инициативной творческой группы для подготовки мероприятия.
3. Моделирования композиции предстоящего мероприятия.
4. Рецепты блюд белорусской национальной кухни.
5. Приготовления блюд  и проведения дегустации.
6. Анкетирование родителей, близких, работников колледжа о национальных блюдах  и истории их появления.
7. Подготовка театрализации сказки «Пшеничный колосок».



Ход мероприятия:
.Преподаватель: Мы рады приветствовать всех на нашем празднике, посвященном белорусской национальной кухне, который проводится в колледже  в рамках спецкурса «Народная педагогика» и «Основы педагогического мастерства» - “Белорусская кухня - традиции воспитания” - слайд 2.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья.
Ведущий 2: Шчыра вітаем вас, шаноўные сябры.
Ведущий 1: 
На гандлевых шляхах есць краіна адна
Я на карту гляжу - то Радзіма мая
Называюць усе яе - Белая Русь
Беларусь ты мая! Я табой ганарусь!
Ведущий 2: Мы — белорусы, и нам необходимо знать историю, культуру, традиции и обычаи своего народа. Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. На протяжении многих веков в сложных и противоречивых условиях наш народ вынужден был отстаивать свои национальные особенности и обычаи, в том числе и материальную культуру, к которой относится национальная кухня.
Ведущий 1
Мы верым, что звычаі нашы не умруць,
Майстэрства народа не стухне.
Няхай жа традыцыі нашы жывуць
І ў песнях, і ў святах, і ў кухні! – слайд 3.
Ведущий 2: Многовековую, богатую, интересную историю имеет белорусская кухня. Печеный ржаной хлеб на протяжении многих веков занимал главное место. Много пословиц и поговорок сложилось в народе о хлебе «Хлеб – всему голова». – Слайд 4, 5 , 6, 7.
Стихотворение о хлебе.
Ведущий 2: Национальные, религиозные и сословные различия препятствовали складыванию единой национальной кухни. Кухня господствующих классов формировалась под влиянием великопольской и немецкой. Крестьянская белорусская кухня сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII–XIV вв. и даже в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей - показ слайдов 17, 18, про панскую и селянскую ежу.
Ведущий 1: Замечательно, однако, что, несмотря на все указанные противоречия, белорусская кухня к концу XIX века приобрела самостоятельность. Основой национальной кухни стала кухня сельского населения с определённым кругом преимущественно используемых, излюбленных продуктов и особыми приёмами обработки и приготовления пищи - слайд 19.
Ведущий 2: Инициативная группа учащихся обратились к работникам учреждения образования по вопросам организации питания и воспитания в их семьях. Примерные вопросы:
1. Назовите три любимых блюда Вашей семьи.
2. Кто участвовал в приготовлении пищи?
3. Вспомните, каким был рацион питания в детстве и каков был порядок приема пищи?
4. Какие качества прививались Вам в детстве во время завтрака, обеда, ужина?
5. Отличается ли питание сегодня от прошлого периода? Чем?
Ведущий 1: Вот какие получились результаты – выступление учащихся.
Преподаватель: Наши учащиеся прибыли из разных регионов и областей Республики Беларусь. Росли в разных условиях. Какая же кухня и система питания была в их семьях? – выступления учащихся группы.
Ведущий 2: Национальная кухня имела свои традиции, выступала средством воспитания подрастающего поколения. Интересно, как это было в разные времена и периоды?- рассказы и рассуждения учащихся.
Ведущий 1: Да, действительно, отмечается своеобразие нашей традиционной культуры питания, народ всегда высмеивал в устном народном творчестве лентяев, лежебок, бездельников, приучал детей к труду и формировал определенные навыки приема пищи и отношения к продуктам питания - театрализация сказки «Пшеничный колосок».
Ведущий 2: Белорусская кухня имела свои  особенности и характерные черты, присущие национальным блюдам.
Ведущий 1: Попробуйте догадаться, о каком овоще, который прочно закрепился в меню настоящего белоруса пойдёт речь:
·О нём писали научные трактаты, поэты посвящали ему стихи, а художники переносили на полотна.
·Ему поклонялись и его ненавидели.
·Его цветы украшали многие королевские дворы.
·Его же использовали как корм для скота.
·Он же стал обычной повседневной едой.
Конечно, это картофель. «Бульба» — так называют его белорусы – слайд 8.
Ведущий 2: Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых не похоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют непременную часть национального стола. У белорусов существует даже праздник, посвящённый картофелю, – «Бульбяш».
Ведущий 1: Что только не готовят из картофеля: и картофельные колбаски, и картофляники, и драники. И сегодня наши девушки, наверняка, приготовили блюда из картофеля - презентация блюд из картофеля.
Ведущий:2: Продолжим разговор о белорусской кухнеУпотребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Сало едят почти исключительно зимой, свинину и баранину запекают крупными кусками. Такое национальное блюдо называют пячисты. Для старобелорусской кухни характерна солка мяса и домашней птицы, употребление субпродуктов, особенно блюд из желудка, вымени.
Ведущий1: Из мясных блюд готовили пячисто (мясо, томленое в горшках печи), ветробенку, студенину, кровянку, полендвицу, колбасу крестьянскую.
Ведущий 2: Вижу, и на нашем столе сегодня нашлось место мясным блюдам. Сегодня вы отведаете колбасы аппетитные и свинину, запеченную по-домашнему - презентация блюд из мяса.
Ведущий1: Были распространены такие блюда как толокно, жур (овсяная каша), крупник, пячона (каша из пшенной крупы). Из мучных блюд наиболее популярными были клецки, затирка, куляш, налистники – презентация блюд. 
Ведущий 2: В большом почете у белорусов была рыба  грибы, ягоды. Пили в Беларуси медуху, квас, сбитень, березовик. Очень многие обычаи, обряды связаны с приготовлением специальных обрядовых кулинарных изделий, блюд и напитков.
Ведущий 2: Следует добавить, что для белорусской кухни также характерны капуста, горох, бобы, морковь. Природно-географические условия Беларуси способствуют широкому потреблению грибов и лесных ягод, трав (щавель, сныть), яблок и груш, речной рыбы, раков, молока, творога и сметаны.
Ведущий 1: Но есть некоторые особенности. Например, грибы только отваривают и сушат, а блюд из жареных грибов наша национальная кухня не знает. Рыбу, либо запекают с чешуёй, либо сушат особым образом, либо используют в виде фаршей. Сегодня  мы угостим  вас рыбой, фаршированной щукой. Приготовлено это блюдо по рецепту прабабушки – презентация.
Ведущий 2: Что касается молочных блюд, чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока используются как обязательные добавки (забелки, закрасы и вологи) ко многим блюдам. А ягоды, груши, яблоки не сочетаются друг с другом. Блюда из них — кисели, квасы, пюре, запеканки — готовят только из одного вида ягод или фруктов.
Ведущий 1: Как вы видите, мои дорогие друзья, своеобразие нашей традиционной культуры проявляется и в такой её области, как кулинария. Наш народ, щедрый и гостеприимный, всегда готовится к приготовлению пищи и приёму гостей с особым трепетом. Да и застолья наши славятся во всём мире.

Вот как описывает известный поэт Якуб Колас белорусское застолье.

I елі дружна, не драмалі,
ўсе па шкварцы бралі,
Нарэшце
Як верашчанка ў дно спадала,
То маці есці падавала
Ды йшла ў каморку па другое,
Яшчэ больш смачнае, ядкое,
I тарабаніла сюды.
Для заканчэння ўжо яды
Тварог, запраўлены смятанай.

Песня «Дажынки» - исполняет Зеленко Настя.


Ведущий 2: Сегодня вам предоставляется возможность не только познакомиться с историей и особенностями белорусской кухни, системой воспитания, отношения белорусского народа к продуктам питания, но и отведать некоторые блюда.
Ведущий 1: Не видно сладостей на нашем столе.
Ведущий 1: Дело в том, что в классической белорусской кухне почти нет сладких блюд. Их роль отчасти выполняют напитки, отчасти ягоды и фрукты. А своих гостей мы порадуем сегодня компотом из фруктов и замороженными ягодами, мочеными яблоками.
Ведущий 2: Богат наш стол, словно праздничный.
Ведущий 1: А теперь, дорогие гости, настал час отведать наши  угощения. Милости прошу к столу. «Запрашаем смачна есці».
Звучит музыка. Гости проходят к столам, угощаются. Девушки в национальных костюмах рассказывают о предлагаемых угощениях, раздают карточки с рецептами понравившихся блюд.
После дегустации гости занимают свои места.
Преподаватель: Таким образом, результаты проведенной исследовательской работы показали, что современная педагогическая практика, внутрисемейные отношения могут значительно обогатиться, обращаясь к мудрости бабушек, дедушек,  доискиваясь до корней интуиции белорусского народа. Народное творчество, белорусская культура, семейный быт – неисчерпаемый источник, который  обогащает систему семейного и общественного воспитания.
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы надеемся, что блюда, приготовленные нами, вам понравились. Благодарим вас за участие. До новых встреч, друзья!

Комментариев нет:

Отправить комментарий