“Белорусская народная игрушка”

Тема «Белорусская народная игрушка, ее художественные и педагогические достоинства»
Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.
В тоже время она несет в себе огромный воспитательный и развивающий потенциал.
Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Родиной;
Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.
Учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Тематика: самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.
выразительность образов, условность, обобщенность,
Характерные признаки белорусской народной игрушки
В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средствдинамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..
Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.
Белорусская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании.
Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее.
Виды белорусской народной игрушки
1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.
Ученые утверждают, что свистящие и   звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое  ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI  XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.
2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.
3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.


Льняная игрушка
С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.
Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и  передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.
Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения -  таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.


Соломенная игрушка
Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.
Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.
Стародавние обычаи стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.
Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.
 

Глиняная игрушка
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. 
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент. 
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка, обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. 
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки,   свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
 

Кроссворд: «Белорусская народная игрушка»

По горизонтали:
1. Самая популярная из глиняных игрушек – (свистулька)
2. Для чего в основном предназначались глиняные игрушки? – (для игры)
3. Самый общедоступный материал, который использовался для изготовления игрушек – (глина)
4.О какой белорусской глиняной игрушке говорят: «причина её популярности неизвестна»? – (баран)
5. Чем обычно  раньше в 16-18 веках покрывали глиняные игрушки? – (глазурь)
6. Какая игрушка по поверьям отгоняла злых духов? – (петух)
По вертикали:
7. Как назывались странники, у которых можно было всегда приобрести игрушки или свистульку? – (тряпичники)
8. Как называются специально изготовленные предметы, предназначенные для игр? –  (игрушки)
9. Какая игрушка считалась тотемом и нередко выступала как полузверь-получеловек? – (медведь)
10. Как называлась игрушка-изображение человека? – (кукла)
11. Мастер, который изготавливал предметы из глины – (гончар) 

Варианты использования белорусской народной игрушки  в работе с детьми дошкольного возраста

 Дубинина Дина Николаевна, преподаватель БГПУ
1. Ранний возраст:
Приобщать детей к культурной народной традиции через игры с глиняными игрушками – шариками, свистульками, фигурками животных. Народную игрушку взрослый может использовать, чтобы позабавить ребенка, чтобы доставить ему радость. 
2. В 3-4 года игровую деятельность малыша необходимо связать народными игрушками из: 
- глины (курочки, петушки, бараны, лошадки); 
дерево (различные двигающиеся игрушки). 
Во время игры воспитанник  обращает внимание на: 
- строение;
- цвет;
- форму игрушки.
Знакомство детей с игрушкой должно носить активный характер, которая заложено народным мастерством игрушки при ее создании: 
- посвистеть на свистульках;
- побрымчать погремушками.
 3. Средний возраст
 Дети знакомятся с качеством и свойством глины, дерева, соломы; сравнивают материал между собой.
Игрушка неразрывно связана общением, ее сюжеты часто повторяются излюбленные темы колыбельных песен, прибауток, сказок о животных, волшебных сказок.
 Организация коммуникативных игровых ситуаций.
Рассматривание белорусской игрушки, описывание красивыми образными словами и выражениями
Использование сюжета  фольклорного произведения для игры с игрушкой.
 4. Старший возраст 
Знакомство воспитанников с историей белорусской народной игрушки: процессом ее изготовления; с народными мастерами и центрами, где ее изготавливают. 
Для воспитанников традиционная игрушка - это не только музейный Игрушка выступает основой для их художественного творчества. Воспитанники с увлечением лепят и рассматривают глиняные игрушки, знакомятся с качествами и свойствами соломы, с плетением соломы.
Народные игрушки самостоятельно изготовленные воспитанником, например, атрибут к рождеству «Коледования» и так к каждому празднику, например : раскрасить наряд.
Таким образом, воспитывается у детей увлечение создать народную игрушку своими руками. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий