Социально-профессиональный проект “С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ”


Вступление

Участники нашей встречи – педагогические работники дошкольных учреждений, будущие педагоги, выпускники колледжа.
Дошкольное детство – важный период в жизни человека.
Огромная и особая ответственность перед обществом и государством возлагается на дошкольных работников за воспитание детей, за умение наполнить каждый день в детском саду смыслом и радостью. Профессия педагога детского сада является одной из самых почётных, гуманных и ответственных.
В современном обществе востребованы высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями, умеющими вести исследовательскую деятельность,  а самое важное - любить детей, беречь их и  отдавать всё тепло своего сердца.
Система дошкольного образования на современном этапе заняла соответствующий социальный статус. Создана многофункциональная сеть дошкольных учреждений, наблюдается тенденция активных инновационных преобразований, обеспечивается вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентация на индивидуальность каждого ребёнка и запросы семьи. Задача участников творческой встречи обсудить историю создания и развития общественного дошкольного образования в г.Солигорске, познакомиться с педагогами, которые внесли значительный вклад в развитие дошкольного воспитания. А также обсудить актуальные проблемы развития дошкольного образования  региона и пути повышения качества подготовки специалистов.
Руководитель: Галай Г.П., преподаватель педагогики
Тип проекта: среднесрочныймежгрупповойсоциально-профессиональный.
Участники проекта: учащиеся и преподаватели специальности «Дошкольное образование», представители детских дошкольных  учреждений Солигорского района, директор комплекса школа-сад Лозовская В.М., главный специалист отдела образования Солигорского райисполкома Страх Л.В., работники детских дошкольных учреждений – выпускники колледжа.
Цель: развитие субъектной позиции будущих педагогов
Задачи:
·формирование индивидуального педагогического сознания у будущих педагогов;
·усвоение  истории развития дошкольного  образования Солигорского района; 
·пропаганда  педагогического опыта работы дошкольных учреждений;
·осуществление взаимодействия учащихся и выпускников колледжа в части профессиональной мотивации;
·развитие креативного и критического мышления.
Прогнозируемый результат: разработанная модель взаимодействия разных уровней и подструктур дошкольного образования.
Этапы осуществления проекта:
·определение проблемного поля и задач совместного поиска– «брейнсторминг»;
·определение форм и методов организации взаимодействия по решению задач аукцион идей;
·осуществление проектной деятельности – интервьюирование, составление фотоальманахов, составление сценария встречи с педагогической общественностью, аннотирование встреч, работа с историко-теоретическими источниками, архивами;
·проектировочный создание моделей детского сада нового поколения;
·презентация результатов проекта – интерактивная встреча, слайд-презентация, видеофильм, телерепортаж на СТК.
Организация и содержание работы поисково-творческих групп:
·историко-теоретическое исследование истории дошкольного воспитания в регионе;
·проектирование – текущей модели дошкольного образования, модели будущего, организационного плана интерактивной встречи;
·осуществление связей с общественностью;
·ведущие-обозреватели;
·техническая группа.
          Ведущие идеи проекта:
·профессиональные ценности требуют трансляции из поколения в поколение;
·настоящий профессионализм формируется всем комплексом социально-педагогических и психологических средств;
·мотивация – ведущий компонент и стержень профессионального развития;
·в настоящем деле находится ниша для каждого;
·от педагогической умелости к педагогическому творчеству – закономерная траектория личностно-профессионального становления;
·сотрудничество и взаимодействие – путь к профессионализму;
·адаптация к профессии – задача учреждения образования.


Проблемное поле:
§ Система общественного дошкольного образования региона: вчера, сегодня, завтра.
§  Педагог – мастер педагогического труда, педагог – исследователь. Какой он?
§  Проблемы развития творческой личности ребёнка – дошкольника.
§ Повышение мотивации учащихся к будущей профессиональной деятельности.
§  Выпускники учреждения образования: профессиональное становление.
Участники:
    преподаватели УО «Солигорский государственный колледж»
учащиеся специальности «Дошкольное образование» УО «Солигорский государственный колледж»
представители детских дошкольных учреждений, учреждений образования
    специалисты отдела образования Солигорского райисполкома

Репортажи-интервью с ветеранами педагогического труда

Ходина А.В.
В старом квартале Солигорска, в районе улицы М.Горького, среди кленов, каштанов и громадных тополей стояло двухэтажное здание. Каждое утро к нему в сопровождении пап и мам устремлялись маленькие граждане нашего города – дети шахтеров, обогатителей, учителей, строителей…
У входа - вывеска: "Детский сад №1 ПО "Белоруськалий".
Номер один - значит первый.
А кто помнит это начало? Кто начинал? Такие люди есть. Анна Васильевна Ходина – одна из них. Она была первой заведующей в этом садике.


Он был построен практически на пустом месте. Анна Васильевна вспоминает:
- Детский сад был недостаточно обеспечен: не хватало для  групп мебели (воспитателям приходилось ездить за ней в Минск), дидактического оборудования и игрушек.  Во многом детскому садику помогали родители. В то время сами разрабатывали режим работы дошкольного учреждения, программу воспитания и обучения дошкольников. В детском саду функционировало 5 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет, воспитывалось 125 – 130 детей строителей и калийщиков.


Воспитатели сами организовывали учебно-воспитательный процесс, проводили индивидуальную работу с детьми и их родителями, формировали правильные взаимоотношения между дошкольниками.
Особое внимание в этом детском саду уделялось трудовой дисциплине сотрудников, формированию взаимоотношений с родителями и с детьми. Воспитатели, тех. персонал и другие работники выполняли свои обязанности с энтузиазмом, задором и энергией.
Анна Васильевна отметила, что время – это мы. Какие мы сами, таково и время. Мы создаем свое время, свою эпоху и историю. А история не стояла на месте.


За активную трудовую деятельность Анна Васильевна неоднократно награждалась. Она удостоена медали "Выдатнік народнай асветы". Она заслуженный ветеран РУП ПО «Беларуськалий».
Пожелание будущим педагогам от А. В. Ходиной.
"К своему делу относиться с душой и любовью. Надо знать интересы детей, их потребности. Быть всегда рядом с ними. А самое главное – любить детей".


Полякова А.И.
На вопрос, почему вы выбрали профессию воспитателя дошкольного учреждения, Алла Ивановна ответила, что очень любит маленьких детей. «Детский сад – это вся моя жизнь».
- Что интересного вам запомнилось за время работы в дошкольном учреждении?


В группах было много детей, больше установленной нормы, но и детям, и воспитателям было комфортно и радостно. Проводились великолепные праздники, утренники, походы, экскурсии. Условия для жизнедеятельности детей в целом были хорошие, обстановка благоприятная. Большое внимание уделяли состоянию здоровья детей и организации физкультурно-оздоровительной работы, оформлению и оснащению участков необходимым оборудованием.
Взаимодействие детского сада с родителями - тогда и сейчас, отмечается ли разница и в чём?
Родители были разные. Среди них много было таких, которые активно помогали детскому саду, прислушивались к советам. Но много внимание уделяли неблагополучным семьям.


В целом, следует отметить, что коллектив ясли-сада № 23 был сплоченный, творческий. Проводились различные семинары, методическая учеба в рамках детского сада, города, области.
Что вы посоветуете современным педагогам?
- Эта профессия очень сложная, но в то же время интересная, творческая. Нужно любить детей как своих и тогда всё получится. Воспитатель должен быть профессионалом своего дела, коммуникабельным, гражданином своей родины.

Ковтик Л.К.
- Что побудило Вас стать педагогом?
- Во время учебы в школе я никогда не думала, что свяжу свою жизнь с профессией педагога, но любовь к детям позвала меня в педагогическое училище.
- В каких детских садах города Солигорска вы работали?
- Я работала в детском саду№14 п/о «Беларуськалий», а затем была назначена заведующей детского сада №24.
- Расскажите, как начиналось Ваша деятельность в роли руководителя?
- Когда я начинала работать в детском саду № 24, в старших группах было по 37 человек, а в группах раннего возраста - по 28. Было очень тяжело, но благодаря сплоченной, слаженной работы коллектива, мы справлялись со всеми трудностями.
- В чём специфика работы Вашего детского сада?

В дошкольном учреждении было две разновозрастные тубвиражные группы. Дети находились в них круглосуточно. Одна группа работала по программе Марии Монтессори. Были созданы разнообразные кружки для развития детского творчества. Большое внимание уделяли экологическому воспитанию дошкольников. Мы ходили с детьми в лес, собирали грибы и ягоды, ходили босиком, наблюдали за явления природы. Детям очень нравились эти походы.
- Лариса Константиновна, расскажите о своем коллективе, о детях?


- С коллективом мне повезло. Это были трудолюбивые, образованные, ответственные люди, любящие детей. Мы никогда не стремились стать лидерами, но сделали все возможное, чтобы не быть последними. Активно участвовали в соц. соревнованиях между дошкольными учреждениями, общественной жизни города. Ходили на демонстрации, участвовали в субботниках и т.д. У нас были замечательные дети. Было много творческих, интеллектуально развитых детей.

Смотрикова Л.Н.
Воспитатель, кто это? С этим вопросом мы обратились к Смотриковой Лилии Николаевне. Кому как не ей знать, кто такой воспитатель. Лилия Николаевна училась в Могилевском педагогическом училище, закончила педагогический институт. Работала в Чечевичах в детском костно-туберкулезном санатории. Затем воспитатель детского сада №1, № 9.
С 1967 года стала заведующей ясли-садом № 9. Лилия Николаевна сплотила коллектив сотрудников и до сих пор поддерживает связь с ними. Лилия Николаевна – энергичный, творческий и инициативный человек.
Она прошла все ступени становления педагога от воспитателя до руководителя. За свою трудовую жизнь ей пришлось побывать и в роли Деда Мороза, Петрушки и других сказочных персонажей.
За свои профессиональные достижения награждена Орденом Трудового знамени, медалью «Ветеран труда», многочисленными грамотами и благодарностями.
Лилия Николаевна рассказала, что с 60-х до 90-х годов дошкольные учреждения в городе Солигорске «росли как грибы», в основном они были ведомственной принадлежности. Педагогические кадры успешно решали поставленные задачи. В то время наполняемость групп была высокой, не было отдельных спален для детей, не хватало методической литературы и пособий, но педагоги работали с энтузиазмом.
Очень многое воспитатели и родители делали своими руками. Ежегодно проходили конкурсы, смотры, соревнования.
Лидия Николаевна утверждает, что в детском саду с детьми дошкольного возраста должны работать люди по призванию, равнодушных, черствых рядом с детьми не должно быть.



Бань Е.С.
- Расскажите о вашей педагогической деятельности?
- В 1960 г. Я приехала в Солигорск и устроилась воспитателем в детский сад №1. Устроиться было сложно, потому что детский сад был один, а конкуренция была велика. Детей в группах было много, до 30 – 40 ребят. Сад был с девятичасовым пребыванием, но воспитатели работали и по 10, и по 11 часов. Работали по типовой программе, программа была в целом  хорошая, занятия проводились системно и по плану, интересно проходили прогулки, экскурсии в Ковалеву Лозу на луг, к водохранилищу. Педагогическая работа осуществлялась так как и сейчас, требования были высокие, но разумные.

В 1961 г. открылся детский сад № 2. Меня пригласили работать туда. В это время поступила в институт. Сад был с оздоровительным уклоном. Мы принимали детей даже с двух месяцев. Во время сна детей укутывали в одеяла (так, чтобы было видно только лицо), и открывали настежь окна – закаливали детей. Воспитателям было очень сложно работать, но детям давали всё, что нужно и даже больше.
В 1970 году меня открылся детский сад №12, который я возглавила. Детский сад около восьми месяцев работал без детей, обустраивался. Количество детей в группах было уже немного меньше. Детский сад решал проблемы физического воспитания. Был бассейн, детей учили плавать. На базе детского сада проходили разнообразные семинары, мы были участниками экспериментальной работы совместно с педагогическим институтом им. Горького, представили материалы на ВДНХ, коллектив был награжден по результатам участия  серебряной медалью ВДНХ. В детском саду работали  хореографический и музыкальный кружки. В общем, условия для воспитания детей были достойные.

- Расскажите о наиболее сложных вопросах и проблемах, которые вставали перед дошкольным учреждением?
- Трудностей было много. Учебно-материальная база была недостаточной. Приходилось обращаться к родителям  за помощью, много пособий и оборудования делали своими руками. А с программой воспитания и обучения в детском саду проблем не было никаких. Методическая база  была шикарная. Коллектив работал дружно, жил общей идеей.
- А какие ставились цели воспитания для детей дошкольного возраста?
- Цели и задачи такие же, как и сейчас: воспитать здорового, крепкого, жизнестойкого человека.


- А что вы бы могли пожелать будущим воспитателем?
Любите детей, любите профессию. То, что вы получаете в колледже – это ещё не всё. Очень многое, даже большую часть вы получите в детском саду в практической деятельности. Самое главное, чтобы вы любили детей.


Лазовская В.М. 


Быть учителем - это гораздо больше, нежели быть просто знающим человеком. Наверное, Валентине Михайловне Лазовской профессия учителя была предначертана судьбой.
Свой педагогический путь Валентина Михайловна начинала в качестве старшей пионерской важатой. Затем была назначена директором Солигорского районного Дома пионеров. Под ее руководством проводились районные пионерские слеты, костры, почетные караулы, встречи, беседы. Валентиной Михайловной был создан творческий коллектив пионерских вожатых района «Беспокойные сердца».
За свою работу Валентина Михайловна была награждена Почетным знаком и граматой Всесоюзной пионерской организации, Почетной граматой ЦК комсомола.
Много сил и внимания было уделено Сковшинской средней школе Солигорского района, где она проработала десять лет. В неухоженной школе она создала атмосферу уюта, комфорта, красоты и благополучия. Школа была признана лучшей в области экологического воспитания.


Сейчас Валентина Михайловна работает в Тальской средней школе Любанского района, которую сама когда-то окончила. Здесь она создала настоящее «цветочное королевство»: благоустроила и озеленила территорию, оформила экологический участок. Огромные, яркие клумбы окружают школу со всех сторон. Они радуют не только учащихся но и всех жителей деревни.


В холле школы находится «Зимний сад», в котором очень много различных растений. На его оформление много сил потратила Валентина Михайловна. Созданы музей «Гонар маёй вёскі» и краеведческий музей «Вытокі».
Работают разнообразные кружки: «Проба пяра», «У свеце аплікацыі», «Ляснік», «Компьютерик», «Глинка».
Вся красота и оригинальность школы создана по инициативе Валентины Михайловны. Она является наставником молодых педагогов. Мастер педагогического труда.



Отзывы учащихся о первых посещениях дошкольных учреждений 
г. Солигорска (протоколы)

Достанко Алеся, учащаяся группы ДА-22
С волнением и тревогой ожидали первую встречу с детьми и воспитателями. После этой встречи у нас остались самые положительные впечатления. Очень хорошо запомнилось то, что в саду функционируют различные виды кружков, которые помогают развивать детям свои творческие способности. В дошкольном учреждении созданы все необходимые и благоприятные условия для полноценного развития детей. Понравилась организация педагогической деятельности воспитателей. Все они отзывчивы, любящие, с пониманием относятся к детям, являются профессионалами своего дела.
Воспитатели относятся к детям с пониманием, с любовью, лаской, заботой. Они очень утонченно чувствуют внутренний мир детей, помогают детям справляться с различными задачами, являются настоящими мастерами своего дела.
И я очень рада, что прохожу практику именно в этом детском саду.

Вязицкая Таня, учащаяся гр. ДА -21
На практике мы чувствуем себя комфортно и уютно. Нас встретили очень доброжелательно. Мы, как начинающие воспитатели, тщательно готовились к первой встрече с детьми группы раннего возраста (от года до двух лет). Воспитатели группы - Бакунович Елена Михайловна и Конкина  Елена Германовна- работают по призванию, с любовью относятся к детям, заботятся о них. Они эмоционально и интересно проводят игры-занятия с детьми. Все воспитатели детского сада такие же отзывчивые, профессионалы своего дела, опытные и знающие. В дальнейшем мне хотелось бы работать в таком же коллективе.

Нестерович Виктория, учащаяся гр. ДА-22
Я прохожу практику в 32 детском саду «Радуга». Приятно удивил интерьер и внешний вид сада. Очень эстетическая, уютная, благоприятная обстановка, которая располагает к хорошему пребыванию и воспитанию детей. Дружелюбно встретила нас заведующая садом Людмила Александровна Гринкевич. Она провела интересную экскурсию по детскому саду, увлеченно рассказывала об особенностях работы своего дошкольного учреждения. Обратила особое внимание на то, что педагогический коллектив- это коллектив единомышленников, в котором комфортно работать каждому сотруднику. А, как  известно, положительное эмоциональное состояние коллектива способствует не только хорошему физическому развитию, но и формированию гармоничной личности каждого воспитанника.

Попок Илона, учащаяся группы ДА – 22
Детский сад № 31 работает с 1982 года. На сегодняшний день там воспитывается около двухсот детей. В саду созданы все необходимые условия для полноценного развития каждого ребенка. Его развивают, готовят к жизни, закладывают в него все самые лучшие качества. Дети посещают сауну, бассейн, массажный кабинет, принимают кислородные коктейли. В детском саду есть группа, которая работает по программе Марии Монтессори. А это значит, что огромное внимание уделяется не только физическому, но и умственному развитию детей. Наличие разнообразных кружков («юные гимнасты», плавание, оркестровый, хореографический и другие) говорит о том, что администрация детского сада так же заботится и о развитии творческих способностей детей. На практику в 31-ый детский сад мы стали ходить совсем недавно. Во время экскурсии по учреждению мы отметили доброжелательные отношения в коллективе. И нам очень приятно было видеть, что воспитатели, у которых мы проходим практику, с душой приняли нас и активно помогают нам в наших начинаниях. 
          Недавно мы проводили беседу с детками и спрашивали у них: «А вы хотели бы перейти в другой детский сад?» И нас, и воспитателей очень порадовали ответы детей, так как все детки ответили, что переходить в другой детский сад они не хотят, потому что именно здесь им хорошо, и здесь им нравится. Как говорится: «Устами ребенка глаголет истина». Можно с уверенностью отметить, что в 31-ом детском саду вся работа направлена на то, чтобы детский сад стал настоящим «домом радости» для каждого его воспитанника.

Моделирование дошкольного учреждения нового поколения
«Детский сад будущего, какой он?»
Детский сад будущего - это второй дом для детей, где их любят и уважают. Созданы все условия для физического и психологического воспитания ребёнка. Воспитатель обязательно любит детей. Все дети – одна большая семья.
Детский сад будущего – это счастливая семья или дом мечты. Красивое современное здание, нестандартное оформление групп, дети полноправные хозяева, весь в зелени. Сказочная страна для детей дошкольного возраста.
Детский сад будущего - открытая модель дошкольного учреждения, семейный сад любви, радости, здоровья, гармонии.
Детский сад будущего  дом радости, в котором все счастливы; это детский сад здоровья и смеха.
Детский сад будущего - страна Играндия, страна Кукляндия для самых дорогих бриллиантов страны.
Детский сад будущего – это дом, в котором всегда тепло, светло и уютно. Воспитатель для детей – вторая мама, которая любит своих детей.
Детский сад будущего это большая  дружная семья, где тебя ждут и любят. Работают профессионалы, высококвалифицированные специалисты.
Детский сад будущего – это второй дом для ребёнка; дополнительные лечебно - оздоровительные процедуры, мир цветов.
Детский сад будущего это сад, наполненный теплом и уютом; сад, искрящийся светом и любовью.
Детский сад будущего – это сад, в котором царит мир и дружба, где нет слёз и печали.
Детский сад будущего это добрая сказка, где главные герои – дети!
Детский сад будущего – это маленький, но надежный дом, где живут искренность, забота, радость, счастье и звонкий детский смех, это радость детских глаз.
Детский сад будущего - экономически независимый, образовательное пространство современное, информационно оснащенное, трудятся лучшие специалисты, мастера педагогического труда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий